Преодоленное внезапное испытание ослабляет старого и укрепляете нового лидера. У нового еще нет достижений, он еще не проверен в деле, от него не ждут многого, для него это движение с нижней точки, он поднимается вместе с выходом из кризиса, и инерция преодоления выталкивает его еще выше
Для старого лидера испытание – это всегда сначала падение вниз, а уже потом возвращение к тому, как при нем же и было, а бывало и лучше. Это подъем с обременением. Владимир Путин упускает испытание – удобный момент для того, чтобы передать власть, как передали когда-то ему.
Некогда популярное выражение «путинский курс» вышло из употребления. Путин пришел к некоей финальной точке, откуда двигаться просто некуда. Оппозиция скажет, это тупик. Путин ответит, это наведенный порядок. Но в любом случае власть уперлась в потолок собственных достижений. О новых свойствах российского режима, пишет Татьяна Становая.
При этом резкое ухудшение экономической ситуации, выборочные компенсации и проблемы с их получением, непоследовательное и нелогичное введение и отмена ограничительных мер – все это становится привлекательной платформой для объединения разных социальных групп. Этот пазл российского общества могут пересобрать противники власти, а сама она, кажется, объединять уже разучилась, уверен Андрей Перцев.
Похожие процессы происходят в соседней Белоруссии. Там выходцы из элиты бросили вызов Александру Лукашенко на предстоящих президентских выборах. В обществе проявилась немалая прослойка людей, которых всерьез не устраивает курс стареющего лидера. А обновление правительства, в котором силовики заменили технократов, дает понять, кто станет опорой для Лукашенко на шестом сроке. Из Минска пишет Артем Шрайбман.
Пандемия стала риском и для новых лидеров. На Украине местные власти, сплоченные недовольством карантином, готовы стать той силой, которая бросит вызов гегемонии Зеленского на региональных выборах этой осенью. Может ли неопытный политик и его «Слуги народа» выстоять напор старых элит и новую волну популизма? Константин Скоркин объясняет, почему противостояние с региональными кланами станет долгоиграющим фактором украинской политики.
И хотя причины политических кризисов, которые мы наблюдаем, лежат глубоко в системе режимов, экономический кризис стал катализатором всех процессов. И от того, ждать ли нам новой Великой депрессии или второй (а может, и третьей) волны эпидемии, зависит стабильность политических режимов. Все это и многое другое обсудили в новом выпуске подкаста Александр Баунов, Андрей Мовчан и Антон Табах.
Также на Carnegie.ru:
— Андрей Колесников о России после коронавируса и «обнуления» Владимира Путина;
— Дмитрий Тренин о том, что означает выход США из Договора по открытому небу;
— Александр Баунов и Екатерина Шульман о последствиях пандемии для Кремля.