Женские туфли «муль» - модная обувь богатых горожанок для выходов. Остроносая туфля выкраивалась одинаковой на левую и правую ногу, имела высокий каблук и прочную подметку, обтянутую кожей. Откуда же пришла в Россию мода на туфли «муль»?
Обувь для философов
Название как и фасон туфель заимствованы у французов. Похожая обувь с закрытым мыском без пятки была известна в Древнем Риме; туфли шили для знатных мужчин из дорогой красной или фиолетовой кожи. Приходя в гости, аристократы разувались и демонстрировали всем свои красивые и непрактичные туфли, которые стали ассоциироваться с их обладателями. Любители открытых туфель увлекались философией и вели продолжительные беседы. Сначала самих модников, а затем и их обувь стали называть «mulleus», что в переводе с латыни означает «мыслитель».
В Средние века европейцы шили остроносые мюли из кожи и ткани, носили их как женщины, так и мужчины. Во Франции туфли были особенно популярны. Местные аристократки украшали мюли блестящим шитьём, загнутыми носами, помпонами и пухом. Страна к XVIII веку стала законодательницей мод, и французская версия мюлей стала распространяться в Европе.
Мода дошла и до Москвы
Европейская обувная мода проникла в Россию в начале ΧVIII века. Тогда в крупных городах появляются новинки – туфли «муль» без задника. Необычный предмет был найден при раскопках некрополя Знаменского монастыря в Москве, в Зарядье: кожаная туфелька с верхом из парчи и камки начала ΧVIII века. Туфелька имеет характерный французский каблук; он обтянут кожей с широкой вершиной под пяткой, узкой «талией» посередине и расширенным основанием. Этот факт, а также отсутствие задника наряду с украшением мыска позволяет определить данную вещь как туфельку фасона «муль». Археологическая находка косвенно подтверждает распространение модной обуви среди москвичей.
Тверская губерния была центром обувного производства, хорошие дороги связывали её с Москвой и Петербургом. В Новоторжском уезде насчитывалось множество башмачников и сапожников, которые в совершенстве владели секретами производства модной и прочной обуви. В XVIII веке торжокская вышивка украшала одежду и обувь горожан.
Носить мюли с длинной юбкой было непросто - можно было ненароком выскочить из туфли. Поэтому в них ходили маленькими шажками, походка приобретала плавность и выразительность, а хозяйка обуви – особую грацию.
Мода на мюли в России продержалась до середины ΧΙΧ века, и впоследствии периодически возвращалась. Сегодня мюли снова популярны, шьются из разных материалов и бывают причудливых форм.