В устной части Кембриджских экзаменов есть задание, суть которого звучит как “обсудите возможные опции и выберите лучшую”. Сколько бы раз и с какими бы смышленными и разносторонними подростками ни приходилось касаться этого задания, результат всегда один и тот же – они не знают, что сказать и не могут принять решение. Но это не самая важная ситуация в жизни детей, в которой бы им приходилось решать что-то, но именно на этом этапе взросления мы, учителя, можем помочь не только справляться с заданием на экзамене, но и подготовить ребят к реальной жизни.
Почему подросткам так сложно принимать решения?
Мозг человека начинает развиваться еще в утробе. Далее формируются нейронные связи между клетками мозга. Этот процесс продолжается приблизительно до 20-25 лет. В каждый из возрастов развиваются определенные способности человека – от управления своим телом на первом году жизни до принятия взвешенных решений и логических рассуждений к 20-25 годам. В подростковом возрасте за принятие решений все еще отвечает та же часть мозга, которая контролирует эмоции. Таким образом, все принимаемые в подростковом возрасте решения строятся на эмоциях, а не на рациональности. Особенно когда подросток находится в стрессовой ситуации. О том, как развивается мозг человека можно прочитать в этой книге.
Зачем это знать преподавателю английского языка?
В первую очередь, в устной части любого нам известного экзамена по английскому языку нужно высказывать свою точку зрения, что подразумевает принятие того или иного решения. В письменной части ЕГЭ или в эссе Кембриджских экзаменов также необходимо уметь выстраивать аргументы в поддержку своего мнения и опровергать мнение противоположное. Именно в таких заданиях студенты чаще всего теряются и не знают, что выбрать и как выстроить рассуждения.
Второй важной причиной можно назвать желание всесторонне развивать своих учащихся – это значит, что мы стараемся не только учить языку, но и через язык помогать познавать мир, учить критически мыслить и оценивать ситуации с разных сторон.
Как помочь с принятием решений?
- “Тяжело в учении – легко в бою”. Ученики никогда не знают, какую ситуацию им придется проигрывать на экзаменах или о чем придется говорить в путешествии с иностранцами. Наша задача – облегчить им обдумывание своих позиций в стрессовой ситуации, когда принятие решения должно произойти быстро. Мы можем помочь с помощью моделирования ситуаций, ролевых игр и групповых обсуждений в более спокойной обстановке со знакомыми людьми.
- Паника – худший друг рассуждений. Научить своих учеников справляться со стрессом и контролировать свои эмоции – это большой шаг к подготовке их к принятию взвешенных решений. В данном случае речь идет не столько об экзаменах, сколько о реальной жизни. Подскажите, что в случае вопроса, на который они не знают ответа, не стоит паниковать и закрываться. Научите словам и выражениям, которые дают время подумать (Well, It’s a good question; I have never given it a thought before).
- Ошибки – это не всегда плохо. Это то, чему в школе обычно не учат, но в жизни этот принцип может очень пригодиться. Каждая ошибка открывает новые знания и возможности, даже если сначала кажется, что в сложившейся ситуации нет ничего позитивного. Всегда можно с помощью рассуждений и анализа найти положительные стороны в плохом решении, а заодно и потренировать условные предложения.
- Фантазии - ключ к решению. Не всегда можно полагаться на свой жизненный опыт, особенно в период взросления – этого опыта еще совсем не достаточно, чтобы на него полагаться. Посоветуйте ученикам представлять себя в той или иной ситуации, стараться прочувствовать все эмоции, которые в этот момент они могут испытывать. Именно для этих целей хорошо использовать ролевые игры и дискуссии. Чтобы облегчить задачу, можно выстраивать такие задания на основе книги или фильма.
- Не осуждайте выбор. Подростки очень уязвимы и неуверенны в себе. Для того, чтобы они раскрылись и показали весь свой потенциал, им необходимо организвать обстановку, которая бы располагала к высказыванию своего мнения без опаски – дети должны чувствовать, что их выбор принимают таким, каким они его видят, не пытаясь поправить и оспорить его.
- Почему? Пожалуй, любимый мой вопрос. Не важно, какой выбор принимает подросток на занятии, важно всегда просить его этот выбор аргументировать – тогда это не только развитие разговорных навыков, но и подготовка к реальной жизни. Именно так ребенок может задуматься над истинными причинами своего решения, оценить его с разных сторон.
- Альтернативы. Продолжая развивать разговорную речь и критическое мышление, представление альтернативных решений и их последствий – очень полезная практика. Подключая фантазию, можно тренировать различные условные предложения и рассуждать о том, как бы изменилась жизнь, прими ученик другое решение.
Подготовка к заданию-принятию решения
Возьмем для примера задание из Preliminary Sample Paper 2018:
Some students from a small village school are going on a trip to their capital city.
Here are some activities they could do there.
Talk together about the different activities they could do in their capital city, and say which would be most interesting.
- Начните с обсуждения различных мест в городе. Проведите brainstorm activity.
- Разделите класс на группы или пары. Дайте задание обсудить, что учащимся нравится/не нравится в каждом из этих мест, что там можно делать.
- В парах или группах (пары/группы можно поменять) дайте задание обсудить, были ли учащиеся в другом городе, какие из названных мест они посещали, что им понравилось или не понравилось.
- Каждой паре (можно организовать новую пару) выдайте задание-картинку, дайте 3-5 минут на обсуждение.
- Подскажите, что при выполнении данного задания на экзамене лучше сразу не начинать с той опции, которая кажется учащимся наиболее подходящей. Если идти по методу “от противного”, то всегда будет больше возможностей для обсуждения.
Как бы ни звучало задание, всегда следует помнить, что для эффективной подготовки к его выполнению необходимо начинать с введения в тему для того, чтобы снизить уровень стресса и дать возможность подумать над дальнейшим обсуждением.
Евгения Тащилина