Роман Стивена Кинга «Чужак» был опубликован в 2018-м и в том же году началась работа по телеадаптации произведения Мастера. За короткий срок съемочная группа в состав которой вошли несколько режиссеров, создали весьма привлекательный психологический мистический триллер.
В небольшом городе Чероки-Сити (штат Джорджия) происходит зверское убийство подростка. Все улики – следы крови и слюны, а также записи с камер наблюдения и показания свидетелей указывают на тренера детской бейсбольной команды Терри Мейтленда (Джейсон Бейтман). Дело поручают Ральфу Андерсону (Бен Мендельсон), который пережив личную трагедию несколько лет назад, подходит к расследованию и как детектив, и как отец. Несмотря на обличающие факты не все так просто, ведь тренер Мейтленд находился почти в 100 километрах от места убийства в тот самый момент, когда оно происходило. И о его невиновности также говорят показания свидетелей и записи с камер…
Стоит отметить, что канал HBO как «автор» сериалов, порадовал в очередной раз. Сериал «Чужак» получился невероятно интригующим и напряженным. Начиная с первых минут первой серии процесс расследования убийства увлекает зрителя. Несмотря на кажущуюся простоту, дело Фрэнки Питерсона имеет слишком много неясностей и наряду со следователями зритель оказывается в полном неведении того, что происходит.
Многие факты дела выглядят разрозненными и у персонажей уходит много времени не только для того чтобы их сопоставить, но и для того чтобы их найти. А для того, чтобы обнаружить зацепку там, где кажется уже ничего не найти, уходить дополнительное время, как например это было в случае с записью с камеры на вокзале, а также с камеры в баре, которую Ральф Андерсон тщательно отсматривал.
Стивен Кинг как и во многих своих произведениях закручивает сюжет вокруг убийства ребенка. Тут и «Оно», и «Останься со мной», «Кладбище домашних животных», даже в «Зеленой миле» главного героя обвиняли в убийстве детей… Возможно, что сам писатель сознательно выбирает в качестве сюжетной линии преступление в отношении детей, чтобы добавить еще больше эмоций и трагизма своим историям. Но это лишь предположение. Отсылка к другим произведениям Кинга тут тоже есть. Например, в одной из заключительных серий можно слышать слова о сияющих душах, что напоминает зрителю и о «Сиянии» и «Докторе Сне», и о фильме «Оно», а также о высказывании Парня из сериала «Касл-Рок».
Убийство Фрэнки Питерсона становится отправной точкой к тому, чтобы изменить жизнь многих людей – и семьи мальчика, и семьи обвиняемого в убийстве тренера, и конечно тех, кто занят расследованием. Привычный порядок людей, живущих с мыслью о том, что все можно объяснить с рациональной точки зрения, переворачивается с ног на голову, ведь теперь те вещи в которые верилось с трудом, обретают реальные черты, а в голове укореняется мысль: «если есть место ЭТОМУ, значит можно говорить и о том, что байки о чудовищах вовсе не байки и чудовища существуют?»
Можно утверждать, что помимо основной сюжетной линии, связанной с убийством ребенка, в «Чужаке» (в сериале точно, возможно и в книге – не читал, но предполагаю), прописана и тема человеческого шестого чувства. Внутреннего голоса, который либо предостерегает, либо предупреждает нескольких персонажей, включая Ральфа Андерсона, его жену, его коллегу по работе, Холли Гибни, а также одного из частных сыщиков, рассказывающего о привкусе медяков во рту перед чем-то опасным. В каких-то случаях это шестое чувство оказывается на деле не собственным чувством, а навязанным кем-то, словно не тобой самим. Точно также как и в случае с убийством мальчика – вроде убил тренер, а вроде улики говорят, что это мог быть и не он…
Операторская группа, работавшая над «Чужаком», постаралась сделать так, чтобы каждая серия сериала была «вязкой» и «липкой» в плане восприятия, чтобы зритель мог прочувствовать то бессилие, которое испытывают следователи, не в силах разобраться в противоречащих друг другу уликах. Очень много планов снято так, чтобы какие-то эмоции персонажей протекали на фоне статичных предметов – эта манера как бы усиливает эффект равнодушия вещей по отношению к людям – переживающим и скорбящим. Особо показательной для меня в данном отношении стала сцена с ужином той семьи, в которой был убит мальчик. Камера оператора очень медленно наезжает и отъезжает, чтобы зритель проникался теми же чувствами, что испытывают герои. Во многих планах очень много пустоты – действие происходит в одной части экрана, в то время как другая также занята статичным предметом – этот прием позволяет без применения 3D-графики добиться объемности картинки и сделать человека в кадре центральной фигурой эпизода: на переднем плане есть предмет, есть задний план, а в центре – человек, который располагается там как фигурка внутри стеклянного шара…
Вообще съемочная группа «Чужака» отработала на твердые «5+». Если говорить о композиторах, то Дэниел Бенси и Сондер Юррианс постарались сделать так, чтобы музыкальный ряд сериала добавлял происходящим на экране событиям дополнительного мистицизма и жути. Местами инструментальная музыка, а местами просто звуки, «бьющие» по ушам и включающие ощущение нервного напряжения, доводят уровень саспенса до запредельного. Порой кажется, что это таинственный убийца крадется где-то в ночи и эти жуткие звуки издает именно он!
О-о-о, особенно пробирает до мурашек эпизод, когда Холли Гибни рассматривает изображения, найденные в Сети. В этот момент музыка становится одновременной и пугающей, и противной, и предвещающей нечто плохое!
Можно говорить о том, что «Чужак» – это мистическое продолжение «Настоящего детектива». Его четвертый, но не официальный сезон (как это было в случае с неофициальным фильмом о Бонде «Никогда не говори «никогда» с Шоном Коннери). Сериал мрачный и тяжелый. Большинство персонажей отягощены последствиями убийства мальчика, которые затронули слишком много судеб в Чероки-Сити. Первый смех появляется лишь в восьмой серии, что говорит о том, что герои близки к развязке и могут позволить себе проявить положительные эмоции… Думаю, что не буду голословным, если назову «Чужака» одним из главных событий телевизионного 2020 года. Посмотреть есть на что, поверьте.