Найти тему
Чтение с карандашом

Мерисьюшность и как с ней жить

Многие, особенно неопытные авторы, как огня боятся обвинения в мерисьюшности их персонажей. Как следствие часто стараясь описать "обычнейшего из обычных" , что сильно вредит как полёту фантазии, так и персонажам. Нередко подобное и создаёт ту самую картонку от которой хотелось уйти.

Так что же за зверь Мери Сью и как её выгнать из своих произведений? В первую очередь понять о ком ты пишешь в данный момент и каковы твои персонажи в целом. О ком ты, автор, хочешь и можешь писать. Например, для меня почти невероятен образ мелочного, не рефлексирующего человека, да и о современных феминистках с европейских парадов едва ли смогу написать. Упомянуть фоном да, а вот копаться в этом не про меня.

Тоже самое с любым персонажем. Если нет уверенности, что получится абстрагироваться от себя, то лучше выводить на первый план понятного персонажа. В случае сюжетной необходимости можно поиграться с образом рассказчика, когда главный герой истории отличен от глаз, которыми вы на неё смотрите.

яндекс картинки
яндекс картинки

На этом месте можно начинать праведно возмущаться и тыкать в меня острыми предметами за отсутствие конкретики. Мол, вот оценили, решили и пишем преувеличенную идеализированную версию себя. Привет, супер-уникальная Машенька.

Давайте разбираться дальше. Предлагаю для начала выполнить простой тест с проверкой соответствия условиям, а в следующих раз разберём вопрос на примерах. Итак:

  1. Внешние данные и физическая привлекательность.

Первое за что любят цеплять ярлык Мери Сью - это внешность. Звёзднополосатые волосы, огромные глаза и длиннющие ноги.

Как избавиться от штампа и делать органично? На самом деле легко. Во-первых, не спешить описывать, как выглядит ваш персонаж. Начинать истории с перечисления длины ногтей и цвета глаз - гарантированный способ сделать плохо. Новая информация должна поступать читателю постепенно и к месту.

Второе, проверяем на социальное окружение. То есть, если в месте обитания вашего персонажа большая часть существ отличается лазурным цветом кожи и заплетёнными в миллион косичек золотыми волосами, то главная героиня или герой имеют право на тоже самое. На общих основаниях.

Третье, сюжетное значение внешних данных. Разберем на предыдущем примере. Допустим наш главный герой обладает вот такой вот яркой внешностью, но в рамках сюжета находится в чужой стране, где все выглядят иначе. Ситуация допустимая, но скользкая. Подчеркнуть инаковость персонажа таким образом просто и можно сделать это красиво, а можно всё испортить. Нужно постоянное обращение к себе с вопросами зачем и почему. Здесь же и простейший вопрос к себе "Для чего мне это в рамках истории нужно".

Четвертое, внутреннее отношение. Взгляд на героя ВСЕГДА должен быть изнутри, а не извне. Это касается не только внешности, но пока о ней. Оценка должна исходить из личности персонажа и внутренних реалий пространства повествования.

2. Цельность внутреннего пространства

Мир, в рамках которого ведётся повествование должен быть обитаем и жить вне появления вашего героя. Здесь проверка простая, задаем вопросы: "Как они здесь раньше жили" и "А что бы было, если бы не было главного героя". В случае камерного повествования необходимо задавать вопросы так же и про героев второго и третьего плана. Подробнее об этом мы поговорим как-нибудь в рамках взаимодействия героев и раскрытия мира.

Так как получилось много и объемно, предлагаю прерваться и продолжить наш опросник в следующий раз, раскрыв как ещё ряд критериев, так и сделать выводы как описывать персонажей и не бояться Мери Сью.

Продолжение =>