На ТВ-канале #проПоходТВ прошла большая праздничная игра #ЗнатокиРоссии. Мероприятие было динамичным, интересным. Вопросы охватывали темы, связанные с Россией. Участникам предлагалось проявить свою эрудицию в знании географии, культуры и традиций, истории страны.
Интересно было наблюдать за ребятами. Видно было, что они волнуются, будто на экзамене, но знания, полученные в объёме школьной программы и из образовательно-познавательных передач онлайн-канала Про ПоходТВ, позволили им с честью выдержать испытание.
Вёл игру уже хорошо знакомый нам Юрий Юрьевич Вержбицкий, историк и директор московской школы № 2094. После мероприятия Юрий Юрьевич поделился своими впечатлениями и дал несколько советов будущим участникам.
- Как вы можете охарактеризовать игру «Знатоки»? Насколько она интересна участникам и зрителям?
- Игра «Знатоки» – это продолжение лучших традиций интеллектуальных шоу, которые были популярны в большом количестве в моём детстве, и которых сейчас, к сожалению, стало очень мало на телевидении. В моём детстве было мало интеллектуальных игр для детей, а сейчас их стало ещё меньше.
Поэтому игра «Знатоки» – возвращение к лучшим традициям, это очень круто, и я уверен, что она интересна зрителям всех возрастов. Я лично убедился в этом, когда на каждый третий вопрос для телезрителей отвечали в комментариях и взрослые, и дети. Причём вопросы-то сложные, и не всегда поймёшь, кто лучше на них ответит: ребёнок или взрослый, то есть кто лучше помнит школьную программу. Хотя нельзя сказать, что это вопросы по школьной программе, они скорее на эрудицию. Я уверен, что данная тема чрезвычайно интересна и участникам, и зрителям. Почему я уверен? Потому что она была интересна даже мне, как ведущему. Я с удовольствием задавал эти вопросы и действительно чувствовал подъём.
- Если сравнить игру, которую вы проводили 9 мая, и игру 12 июня, какая была интересней, динамичней?
- Конечно, динамичней и с большим размахом проходила игра 12 июня, посвящённая Дню России. Вчера мы говорили обо всей нашей стране. Причём об истории первооткрывателей, об особенностях географии, о национальной культуре, кухне и традициях, то есть охватили огромный пласт. Мы говорили о самой большой стране в мире и о её многонациональном народе, населяющем страну.
А когда мы проводили игру, посвящённую Дню Победы, мы специально не брали всю историю Великой Отечественной войны, хотя могли это сделать. Мы останавливались больше на проекте #ПутьГероя, который посвящён Героям Советского Союза, чьими именами названы московские школы.
И ребята, которые ходили в поход, изучили и сам путь героя, и его биографию. Игра была посвящена 75-й годовщине Великой Победы, но тематика вопросов касалась именно подвигов конкретных Героев Советского Союза.
И всё-таки сложнее было вчера, потому что познать всю страну трудно. Признаюсь, я и сам сделал некоторые выводы: о некоторых географических объектах, расположенных на территории нашей страны, я даже и не слышал. И, конечно, мечтаю их теперь увидеть.
- Насколько легко вам вести подобные передачи? Что нравится, а что нет? Возможно, что-то надо изменить?
- Я должен отметить профессионализм команды #проПоходТВ, специалистов «Лаборатории путешествий», который заключается в том, что они остаются невидимыми, за кадром, тем не менее всё организовано чрезвычайно просто, то есть вроде это полноценная телевизионная программа, но без всяких дублей, каких-то сложных технических фишек. Эта работа вообще незаметна. Ребята сидят где-то, ты слышишь, как они в наушниках подсказывают, что и где, и их работа не видна зрителям. Кажется, здесь всё так просто, как по волшебству. Поэтому, конечно, вести приятно и легко.
А что бы я хотел добавить? Это моё личное мнение, я с детства хотел поучаствовать в таких шоу, рассчитанных на эрудицию. Я не пропускал ни одной передачи: «Что? Где? Когда?», «Кто хочет стать миллионером», «Очень слабое звено», «Умницы и Умники». Я читал энциклопедии, узнавал какие-то факты, хотелось знать всё.
И в моём детстве не дошло до участия в очном туре, я думаю, не все доходили. Сейчас даже в эфире таких передач чрезвычайно мало, и я бы очень хотел, чтобы эта передача вышла из онлайн-формата в офлайн-формат. Чтобы в студии проводился отбор среди учеников московских школ, потом, возможно, присоединятся ребята из регионов. Чтобы были какие-то лиги, дивизионы, чтобы школьные туры игры «Знатоки» проходили очно в школах, а их победители принимали участие в межрайонных соревнованиях. Победители районных соревнований выходили на городские, и может быть мы бы дошли до федерального уровня.
Это должно быть в красивой студии, хорошо организовано. И это тот редкий случай обратного эффекта, связанного с коронавирусом, когда мы думали, как свои традиционные задачи реализовывать в онлайн-формате, и тут получилась игра «Знатоки», и она из онлайн-формата напрашивается в офлайн-формат, который необходим детям. Мы должны подумать о них, о контенте, который им предложим. Мы очень мало даём интересного ребятам, а это чрезвычайно неправильно.
По поводу минусов, конечно, есть какие-то технические огрехи. Я не профессиональный ведущий. В первую нашу игру, я имею в виду #ЗнатокиПобеды, не было большого отбора среди детей. Хотелось бы, чтобы не просто первых пять желающих записалось, а после настоящего отбора, когда участвуют те, кто реально посвящает всё своё свободное время изучению какой-то темы, интересных фактов, чтобы это действительно была битва умов, борьба интеллектов и эрудиции.
А другие минусы трудно найти, потому что, когда люди собираются и ради детей что-то делают, качественно или в меньшей степени, это делается ради их будущего. Тут минусы даже не надо искать, низкий поклон организаторам и тем, кто это придумал.
- На какой игре реакция детей была живее? Когда им было интересней, на ваш взгляд, 9 мая или 12 июня?
- Тут надо понимать детскую мотивацию. Во-первых, я думаю, детям интересен был формат, а он у обеих игр был одинаковый. Формат ребятам интересен, понятен. Они сидят, не напрягаясь, на даче, и видно, что они отдыхают, у них летние каникулы.
По наполнению, я думаю, одинаковые были вопросы, посвящённые и празднику 9 Мая, и Дню России. Но опять же, это дети. Интересней там, где лучше призы, а они были хорошие и в первой, и во второй игре. Поэтому те ребята, которые участвовали, я уверен, получат классные подарки. Дети почувствовали себя игроками, участниками телешоу, которое смотрит страна. Тут эффект размывается: ты же не видишь, сколько тебя смотрит телезрителей. Может пять человек, а может пять миллионов. И ты представляешься игроком на всю страну, задумываешься, производишь сложные вычисления в голове и даёшь правильный ответ. Это ситуация успеха и вообще хороший опыт для детей. Я призываю их участвовать в дальнейших играх, и думаю, что в этих двух мероприятиях дети получили одинаковое удовольствие.
- Какие темы для детей в возрасте 14-18 лет были бы наиболее интересны?
- Я думаю, что это абсолютно все темы, на которых проводятся традиционные шоу, рассчитанные на эрудицию. Ну, во-первых, школьная программа даёт возможность прикоснуться к миру знаний. Во-вторых, у ребят есть свои увлечения, они могут выступать и знатоками литературы, и фильмографии. Они разбираются в молодёжных сериалах, и само собой разумеется, в первую очередь, в школьной программе – географии, истории, литературе, знают интересные факты из математики, химии, физики, астрономии, отдельной истории Великой Отечественной войны, родного края, города. То есть это фантастически многогранная история, наполненная множеством интересных фактов, которые и сложно знать, но нужно пытаться их выяснить.
Поэтому, я думаю, с чем с чем, а с интересными темами для детей никаких проблем не возникнет. Это неиссякаемый кладезь: можно начинать и никогда не закончится, всегда будут находиться интересные темы.
- Как вы думаете, насколько сложными были вопросы для детей в той и в этой игре? Ответы на вопросы они могут знать только из объёма школьной программы, или их узнают из каких-то познавательно-обучающих передач?
- Что касается игры #ЗнатокиПобеды, во-первых, это проходят в школьной программе, во-вторых, ребята участвовали в проекте «Лаборатории путешествий» и Департамента образования и науки #ПутьГероя. То есть они прошли по местам боевой славы этих героев, и, конечно, для них ничего сложного там не было.
А вчерашние вопросы, я думаю, были сложны не только для детей, но и для взрослых, потому что мы, к сожалению, это моё личное мнение, плохо знаем свою страну. Это связано с тем, что по России тяжело путешествовать, тяжело отправиться, например, в Забайкальский край, на Камчатку, на Дальний Восток, потому что там не развит туризм. А вопросы были связаны и с дальними уголками нашей родины.
Поэтому познать страну в рамках школьной программы можно попытаться, но это нужно закрепить и увидеть. Когда мы рассказываем о Чарских песках или сталактитовых пещерах в Перми, их тоже нужно видеть. Можно тысячу раз рассказывать в рамках школьной программы на уроке географии и не впечатлиться. А можно один раз увидеть и понять, какая у нас прекрасная страна, в которой мы живём. Поэтому, конечно, вчерашние вопросы, посвящённые Дню России, были намного сложнее.
И чтобы подготовиться к ним, мало школьной программы. Но одной школьной программы мало для всего, поэтому такие проекты, как #ПутьГероя, помогают путешествовать, видеть мир своими глазами, трогать все своими руками. Это очень нужно, это обязательное дополнение.
- Что можно добавить в игру в плане зрелищности и привлекательности?
- Смотрите, мы же делаем её на понятной, простой платформе, доступной каждой школе, каждому коллективу. И в этом огромный плюс канала #проПоходТВ. Он не просто транслирует свою походную тематику, а позволяет нарабатывать опыт, который можно взять и реализовать в каждой школе или даже в отдельном классе.
А если говорить о качественности и о зрелищности, я представляю в своих мечтах, что это красивая студия в офлайне. Какие-то оформленные столы, за которыми стоят дети. Это какая-то трибуна у ведущего, профессиональные звуковые эффекты, мультимедийное табло. За пример можно взять любую студию интерактивной игры, посвящённой силе интеллекта.
Поэтому, что касается зрелищности в онлайн-формате, тут надо продолжать расти, развиваться. Ведь все с этим столкнулись неожиданно: коронавирус никто не ждал, и мы в этой истории с конца марта, получается три месяца. И за этот период заработал такой крутой канал, и появилась игра. А если мы будем продолжать, даже когда кончится коронавирус, то, наверное, мы какие-то новые платформы освоим, которые могут быть качественнее.
И в конце концов, сейчас летние каникулы, дети находятся на дачах, а там есть проблемы с интернетом. Для начала нужно устранить эти технические сложности, вооружить всех ребят беспроводными наушниками с микрофоном, чтобы шумоподавление было нормальным. Видеокамера должна быть хорошей. Это простейшие вещи, но не все ими вооружены. Данный вопрос материальный, и я думаю, если это сложно сделать семьям, то, по крайней мере, каждая школа могла бы без всяких проблем обеспечить ребёнка техникой в учебном заведении, если там будут проводиться школьные турниры. Она может предоставить хорошую камеру, наушники с хорошим звуком, фон с хромакеем и т.д. Это добавит зрелищности и качества, потому что никому в эфире не хочется слушать помехи, треск и эхо.
- Какие три совета вы дадите будущим участникам игры «Знатоки»?
- Первый совет: нужно хорошо учиться в школе, и чтобы никогда не иссякала жажда к исследованиям, к познаниям. Это первое чувство, которое испытывают маленькие дети, младенцы. Они познают мир, себя: трогают, щупают за руки, за пальцы, за ноги – они ощущают себя. Потом дети познают маму, потом воду, кашу. И со временем это чувство видоизменяется, но остается. С ним мы путешествуем по жизни, приходим в детские сады, потом в школы. И важно, не терять этого чувства никогда. Всё, что мы не знаем, должны пытаться познать.
Второй совет: обязательно нужно открывать для себя все новые и новые горизонты. Пржевальский говорил, что мир прекрасен хотя бы потому, что в нём можно путешествовать. И действительно, мы живём на прекрасной планете, в прекрасной стране, которую нужно познавать не только через книги и фильмы. Мир нужно увидеть. Старайтесь путешествовать, стремитесь посмотреть на всё своими глазами. Хотя тот же Пржевальский и говорил, что путешественником нужно родиться, но я в этом с ним не согласен. Каждый может найти для себя стимул посещать разные места, страны, и у наших ребят есть такая возможность.
Третий совет: не бойтесь показать свои знания, вступить в схватку с соперником, принять участие в какой-то интеллектуальной битве или дуэли. Получайте знания, познавайте мир, путешествуйте. Растите над собой, побеждайте соперников, побеждайте самих себя: свою лень, желание остаться в стороне. Стремитесь стать лучшими и всё узнать, быть самыми умными!