Найти тему
#проПоходТВ

Послесловие по следам интеллектуальной игры #ЗнатокиРоссии

На ТВ-канале #проПоходТВ прошла большая праздничная игра #ЗнатокиРоссии. Мероприятие было динамичным, интересным. Вопросы охватывали темы, связанные с Россией. Участникам предлагалось проявить свою эрудицию в знании географии, культуры и традиций, истории страны.

Про поход ТВ. Знатоки России. Лаборатория путешествий. Большое приключение
Про поход ТВ. Знатоки России. Лаборатория путешествий. Большое приключение

Интересно было наблюдать за ребятами. Видно было, что они волнуются, будто на экзамене, но знания, полученные в объёме школьной программы и из образовательно-познавательных передач онлайн-канала Про ПоходТВ, позволили им с честью выдержать испытание.

Вёл игру уже хорошо знакомый нам Юрий Юрьевич Вержбицкий, историк и директор московской школы № 2094. После мероприятия Юрий Юрьевич поделился своими впечатлениями и дал несколько советов будущим участникам.

Про поход ТВ. Знатоки России. Лаборатория путешествий. Большое приключение
Про поход ТВ. Знатоки России. Лаборатория путешествий. Большое приключение

- Как вы можете охарактеризовать игру «Знатоки»? Насколько она интересна участникам и зрителям?

- Игра «Знатоки» – это продолжение лучших традиций интеллектуальных шоу, которые были популярны в большом количестве в моём детстве, и которых сейчас, к сожалению, стало очень мало на телевидении. В моём детстве было мало интеллектуальных игр для детей, а сейчас их стало ещё меньше.

Поэтому игра «Знатоки» – возвращение к лучшим традициям, это очень круто, и я уверен, что она интересна зрителям всех возрастов. Я лично убедился в этом, когда на каждый третий вопрос для телезрителей отвечали в комментариях и взрослые, и дети. Причём вопросы-то сложные, и не всегда поймёшь, кто лучше на них ответит: ребёнок или взрослый, то есть кто лучше помнит школьную программу. Хотя нельзя сказать, что это вопросы по школьной программе, они скорее на эрудицию. Я уверен, что данная тема чрезвычайно интересна и участникам, и зрителям. Почему я уверен? Потому что она была интересна даже мне, как ведущему. Я с удовольствием задавал эти вопросы и действительно чувствовал подъём.

- Если сравнить игру, которую вы проводили 9 мая, и игру 12 июня, какая была интересней, динамичней?

- Конечно, динамичней и с большим размахом проходила игра 12 июня, посвящённая Дню России. Вчера мы говорили обо всей нашей стране. Причём об истории первооткрывателей, об особенностях географии, о национальной культуре, кухне и традициях, то есть охватили огромный пласт. Мы говорили о самой большой стране в мире и о её многонациональном народе, населяющем страну.

А когда мы проводили игру, посвящённую Дню Победы, мы специально не брали всю историю Великой Отечественной войны, хотя могли это сделать. Мы останавливались больше на проекте #ПутьГероя, который посвящён Героям Советского Союза, чьими именами названы московские школы.

И ребята, которые ходили в поход, изучили и сам путь героя, и его биографию. Игра была посвящена 75-й годовщине Великой Победы, но тематика вопросов касалась именно подвигов конкретных Героев Советского Союза.

И всё-таки сложнее было вчера, потому что познать всю страну трудно. Признаюсь, я и сам сделал некоторые выводы: о некоторых географических объектах, расположенных на территории нашей страны, я даже и не слышал. И, конечно, мечтаю их теперь увидеть.

- Насколько легко вам вести подобные передачи? Что нравится, а что нет? Возможно, что-то надо изменить?

- Я должен отметить профессионализм команды #проПоходТВ, специалистов «Лаборатории путешествий», который заключается в том, что они остаются невидимыми, за кадром, тем не менее всё организовано чрезвычайно просто, то есть вроде это полноценная телевизионная программа, но без всяких дублей, каких-то сложных технических фишек. Эта работа вообще незаметна. Ребята сидят где-то, ты слышишь, как они в наушниках подсказывают, что и где, и их работа не видна зрителям. Кажется, здесь всё так просто, как по волшебству. Поэтому, конечно, вести приятно и легко.

А что бы я хотел добавить? Это моё личное мнение, я с детства хотел поучаствовать в таких шоу, рассчитанных на эрудицию. Я не пропускал ни одной передачи: «Что? Где? Когда?», «Кто хочет стать миллионером», «Очень слабое звено», «Умницы и Умники». Я читал энциклопедии, узнавал какие-то факты, хотелось знать всё.

И в моём детстве не дошло до участия в очном туре, я думаю, не все доходили. Сейчас даже в эфире таких передач чрезвычайно мало, и я бы очень хотел, чтобы эта передача вышла из онлайн-формата в офлайн-формат. Чтобы в студии проводился отбор среди учеников московских школ, потом, возможно, присоединятся ребята из регионов. Чтобы были какие-то лиги, дивизионы, чтобы школьные туры игры «Знатоки» проходили очно в школах, а их победители принимали участие в межрайонных соревнованиях. Победители районных соревнований выходили на городские, и может быть мы бы дошли до федерального уровня.

Это должно быть в красивой студии, хорошо организовано. И это тот редкий случай обратного эффекта, связанного с коронавирусом, когда мы думали, как свои традиционные задачи реализовывать в онлайн-формате, и тут получилась игра «Знатоки», и она из онлайн-формата напрашивается в офлайн-формат, который необходим детям. Мы должны подумать о них, о контенте, который им предложим. Мы очень мало даём интересного ребятам, а это чрезвычайно неправильно.

По поводу минусов, конечно, есть какие-то технические огрехи. Я не профессиональный ведущий. В первую нашу игру, я имею в виду #ЗнатокиПобеды, не было большого отбора среди детей. Хотелось бы, чтобы не просто первых пять желающих записалось, а после настоящего отбора, когда участвуют те, кто реально посвящает всё своё свободное время изучению какой-то темы, интересных фактов, чтобы это действительно была битва умов, борьба интеллектов и эрудиции.

А другие минусы трудно найти, потому что, когда люди собираются и ради детей что-то делают, качественно или в меньшей степени, это делается ради их будущего. Тут минусы даже не надо искать, низкий поклон организаторам и тем, кто это придумал.

- На какой игре реакция детей была живее? Когда им было интересней, на ваш взгляд, 9 мая или 12 июня?

- Тут надо понимать детскую мотивацию. Во-первых, я думаю, детям интересен был формат, а он у обеих игр был одинаковый. Формат ребятам интересен, понятен. Они сидят, не напрягаясь, на даче, и видно, что они отдыхают, у них летние каникулы.

По наполнению, я думаю, одинаковые были вопросы, посвящённые и празднику 9 Мая, и Дню России. Но опять же, это дети. Интересней там, где лучше призы, а они были хорошие и в первой, и во второй игре. Поэтому те ребята, которые участвовали, я уверен, получат классные подарки. Дети почувствовали себя игроками, участниками телешоу, которое смотрит страна. Тут эффект размывается: ты же не видишь, сколько тебя смотрит телезрителей. Может пять человек, а может пять миллионов. И ты представляешься игроком на всю страну, задумываешься, производишь сложные вычисления в голове и даёшь правильный ответ. Это ситуация успеха и вообще хороший опыт для детей. Я призываю их участвовать в дальнейших играх, и думаю, что в этих двух мероприятиях дети получили одинаковое удовольствие.

- Какие темы для детей в возрасте 14-18 лет были бы наиболее интересны?

- Я думаю, что это абсолютно все темы, на которых проводятся традиционные шоу, рассчитанные на эрудицию. Ну, во-первых, школьная программа даёт возможность прикоснуться к миру знаний. Во-вторых, у ребят есть свои увлечения, они могут выступать и знатоками литературы, и фильмографии. Они разбираются в молодёжных сериалах, и само собой разумеется, в первую очередь, в школьной программе – географии, истории, литературе, знают интересные факты из математики, химии, физики, астрономии, отдельной истории Великой Отечественной войны, родного края, города. То есть это фантастически многогранная история, наполненная множеством интересных фактов, которые и сложно знать, но нужно пытаться их выяснить.

Поэтому, я думаю, с чем с чем, а с интересными темами для детей никаких проблем не возникнет. Это неиссякаемый кладезь: можно начинать и никогда не закончится, всегда будут находиться интересные темы.

- Как вы думаете, насколько сложными были вопросы для детей в той и в этой игре? Ответы на вопросы они могут знать только из объёма школьной программы, или их узнают из каких-то познавательно-обучающих передач?

- Что касается игры #ЗнатокиПобеды, во-первых, это проходят в школьной программе, во-вторых, ребята участвовали в проекте «Лаборатории путешествий» и Департамента образования и науки #ПутьГероя. То есть они прошли по местам боевой славы этих героев, и, конечно, для них ничего сложного там не было.

А вчерашние вопросы, я думаю, были сложны не только для детей, но и для взрослых, потому что мы, к сожалению, это моё личное мнение, плохо знаем свою страну. Это связано с тем, что по России тяжело путешествовать, тяжело отправиться, например, в Забайкальский край, на Камчатку, на Дальний Восток, потому что там не развит туризм. А вопросы были связаны и с дальними уголками нашей родины.

Поэтому познать страну в рамках школьной программы можно попытаться, но это нужно закрепить и увидеть. Когда мы рассказываем о Чарских песках или сталактитовых пещерах в Перми, их тоже нужно видеть. Можно тысячу раз рассказывать в рамках школьной программы на уроке географии и не впечатлиться. А можно один раз увидеть и понять, какая у нас прекрасная страна, в которой мы живём. Поэтому, конечно, вчерашние вопросы, посвящённые Дню России, были намного сложнее.

И чтобы подготовиться к ним, мало школьной программы. Но одной школьной программы мало для всего, поэтому такие проекты, как #ПутьГероя, помогают путешествовать, видеть мир своими глазами, трогать все своими руками. Это очень нужно, это обязательное дополнение.

 Про поход ТВ. Знатоки России. Лаборатория путешествий. Большое приключение
Про поход ТВ. Знатоки России. Лаборатория путешествий. Большое приключение

- Что можно добавить в игру в плане зрелищности и привлекательности?

- Смотрите, мы же делаем её на понятной, простой платформе, доступной каждой школе, каждому коллективу. И в этом огромный плюс канала #проПоходТВ. Он не просто транслирует свою походную тематику, а позволяет нарабатывать опыт, который можно взять и реализовать в каждой школе или даже в отдельном классе.

А если говорить о качественности и о зрелищности, я представляю в своих мечтах, что это красивая студия в офлайне. Какие-то оформленные столы, за которыми стоят дети. Это какая-то трибуна у ведущего, профессиональные звуковые эффекты, мультимедийное табло. За пример можно взять любую студию интерактивной игры, посвящённой силе интеллекта.

Поэтому, что касается зрелищности в онлайн-формате, тут надо продолжать расти, развиваться. Ведь все с этим столкнулись неожиданно: коронавирус никто не ждал, и мы в этой истории с конца марта, получается три месяца. И за этот период заработал такой крутой канал, и появилась игра. А если мы будем продолжать, даже когда кончится коронавирус, то, наверное, мы какие-то новые платформы освоим, которые могут быть качественнее.

И в конце концов, сейчас летние каникулы, дети находятся на дачах, а там есть проблемы с интернетом. Для начала нужно устранить эти технические сложности, вооружить всех ребят беспроводными наушниками с микрофоном, чтобы шумоподавление было нормальным. Видеокамера должна быть хорошей. Это простейшие вещи, но не все ими вооружены. Данный вопрос материальный, и я думаю, если это сложно сделать семьям, то, по крайней мере, каждая школа могла бы без всяких проблем обеспечить ребёнка техникой в учебном заведении, если там будут проводиться школьные турниры. Она может предоставить хорошую камеру, наушники с хорошим звуком, фон с хромакеем и т.д. Это добавит зрелищности и качества, потому что никому в эфире не хочется слушать помехи, треск и эхо.

- Какие три совета вы дадите будущим участникам игры «Знатоки»?

- Первый совет: нужно хорошо учиться в школе, и чтобы никогда не иссякала жажда к исследованиям, к познаниям. Это первое чувство, которое испытывают маленькие дети, младенцы. Они познают мир, себя: трогают, щупают за руки, за пальцы, за ноги – они ощущают себя. Потом дети познают маму, потом воду, кашу. И со временем это чувство видоизменяется, но остается. С ним мы путешествуем по жизни, приходим в детские сады, потом в школы. И важно, не терять этого чувства никогда. Всё, что мы не знаем, должны пытаться познать.

Второй совет: обязательно нужно открывать для себя все новые и новые горизонты. Пржевальский говорил, что мир прекрасен хотя бы потому, что в нём можно путешествовать. И действительно, мы живём на прекрасной планете, в прекрасной стране, которую нужно познавать не только через книги и фильмы. Мир нужно увидеть. Старайтесь путешествовать, стремитесь посмотреть на всё своими глазами. Хотя тот же Пржевальский и говорил, что путешественником нужно родиться, но я в этом с ним не согласен. Каждый может найти для себя стимул посещать разные места, страны, и у наших ребят есть такая возможность.

Третий совет: не бойтесь показать свои знания, вступить в схватку с соперником, принять участие в какой-то интеллектуальной битве или дуэли. Получайте знания, познавайте мир, путешествуйте. Растите над собой, побеждайте соперников, побеждайте самих себя: свою лень, желание остаться в стороне. Стремитесь стать лучшими и всё узнать, быть самыми умными!