Рассмотрим 3 вида закупочных процедур
- В соответствии с нормами 44-ФЗ
2. В соответствии с нормами 223‐ФЗ
3. В соответствии с гражданским законодательством (коммерческие закупки)
- В соответствии с гражданским законодательством (коммерческие закупки)
Победитель закупки не обязан заключать договор с заказчиком за исключением случаев, если заказчик прямо не прописал такое в документации закупки или участник в составе заявки предоставил форму обязательства на заключение договора, если он будет выбран победителем. Зеркальным образом Заказчик не обязан заключить договор по результатам закупки с победителем.
Очень часто в закупках можно встретить следующую формулировку:
Процедура закупки не является торгами (конкурсом, аукционом) или публичным конкурсом в соответствии со статьями 447 – 449 части первой и статьями 1057 – 1061 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации и не накладывает на Организатора закупки (Заказчика)
обязательств, установленных указанными статьями Гражданского кодекса Российской Федерации, в том числе – по обязательному заключению Договора с Победителем (по итогам процедуры закупки у Заказчика возникает право, а не обязанность по заключению Договора с Победителем). Организатор закупки/ Заказчик вправе отказаться от проведения процедуры закупки без обязательств по компенсации убытков Поставщикам/Участникам закупки.
Соответственно, договорные отношения в рамках коммерческой закупки регулируются частью 2 Гражданского кодекса
2. В соответствии с нормами 223‐ФЗ
Договор, заключенный по результатам закупки, проводимой в соответствии с
нормами 223‐ФЗ регламентируется нормами 223‐ФЗ, Документацией закупки и Положением о закупках Заказчика.
Положение о закупке – документ, который регламентирует закупочную
деятельность заказчика.
При этом, Документация закупки не должна противоречить Положению о закупках!
Все положения о закупках размещены в открытом доступе
Расторжение договора с победителем закупки и заключение со вторым участником допускается на основании Положения о закупках Заказчика.
НО, важно отметить, что в отличие от коммерческой закупки есть вариант попасть в Реестр недобросовестных поставщиков (РНП) в случае одностороннего расторжения договора!
Поэтому, каждый случай необходимо рассматривать индивидуально.
3. В соответствии с нормами 44‐Ф
• Контракт, заключенный по результатам закупки, проводимой в соответствии с нормами 44-ФЗ регламентируется исключительно нормами 44-ФЗ. Заказчики не вправе устанавливать свои правила, требования, противоречащие 44-ФЗ.
• Отказаться от заключения контракта не вправе как Заказчик, так и Поставщик. По результатам проведения закупки у победителя закупки возникает не право, а обязанность заключить контракт в сроки и предоставить обеспечение, а у Заказчика не право, а обязанность подписать контракт.
Заключение контракта по результатам электронной процедуры регламентируется Статьёй 83.2 44-ФЗ Заключение контракта по результатам электронной процедуры.
Если победитель закупки отказывается от заключения контракта
"В случае, если победитель электронной процедуры признан уклонившимся от
заключения контракта, заказчик вправе заключить контракт с участником такой процедуры, заявке которого присвоен второй номер. Этот участник признается победителем такой процедуры, и в проект контракта, прилагаемый к документации и (или) извещению о закупке, заказчиком включаются условия исполнения данного контракта, предложенные этим участником. Проект контракта должен быть направлен заказчиком этому участнику в срок, не превышающий пяти дней с даты признания победителя такой процедуры уклонившимся от заключения контракта. При этом заказчик вправе обратиться в суд с требованием о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта в части, не покрытой суммой обеспечения заявки
на участие в электронной процедуре".
"Участник электронной процедуры, признанный победителем электронной
процедуры в соответствии с частью 14 настоящей статьи, вправе подписать проект контракта или разместить предусмотренный частью 4 настоящей
статьи протокол разногласий в порядке и сроки, которые предусмотрены настоящей статьей, либо отказаться от заключения контракта".
Если контракт уже заключен с победителем закупки:
• Поставщик обязан его исполнить в полном объёме
• Заказчик вправе в одностороннем порядке расторгнуть контракт
• Заказчик и Поставщик вправе расторгнуть контракт по соглашению сторон
• Поставщик вправе в одностороннем порядке расторгнуть контракт
Статья 95 44‐ФЗ Изменение, расторжение контракта.
Поставщик вправе в одностороннем порядке расторгнуть контракт.
Основанием для одностороннего расторжения контракта со стороны поставщика может служить ситуация, когда заказчик:
• необоснованно отказывается принимать товар (работы, услуги);
• нарушает существенные условия контракта (например, сроки
авансирования или оплаты);
• создает условия, при которых поставщику невозможно исполнить свои обязательства (этот факт устанавливается и фиксируется независимыми экспертами);
• отказывается пересмотреть цену контракта, если по независящим от поставщика причинам произошло существенное удорожание поставляемых товаров или материалов, используемых для выполнения работ (актуально
для контрактов сроком более 3 лет и суммой свыше 500 млн
рублей).
Заказчик вправе в одностороннем порядке расторгнуть контракт.
Основанием для одностороннего расторжения контракта со стороны заказчика может служить ситуация, когда поставщик:
• поставил товар (выполнил работу, оказал услугу), не отвечающие оговоренным в контракте характеристикам;
• недобросовестно исполняет обязательства по контракту, например, существенно нарушает сроки поставки;
• не приступает к выполнению работ, поставке товаров, оказанию
услуг;
• исполняет обязательства по контракту таким образом, что становится очевидно, что они не будут выполнены в срок, предусмотренный контрактом;
Алгоритм действий заказчика:
• принять решение об одностороннем расторжении контракта и оформить
соответствующий документ;
• разместить решение о расторжении контракта в Единой информационной
системе.
• в срок не позднее 3 дней с момента размещения решения в ЕИС уведомить
поставщика, используя средства, позволяющие зафиксировать факт
получения этого уведомления. Заказчик обязан уведомить поставщика 2
способами одновременно: заказным письмом и одним из следующих
вариантов: электронная почта, телеграмма, факсимильная связь.
• дождаться, когда поставщик получит уведомление (если такового
подтверждения не удается получить, то поставщик считается уведомленным
по истечении 30 дней с момента размещения решения в ЕИС);
• с момента получения уведомления поставщику дается 10 дней на устранение
нарушения. Если поставщик нарушения устранил, то заказчик обязан
отменить решение.
• если нарушения не устранены, то контракт расторгается, соответствующие
сведения размещаются в ЕИС.
• далее в течение 3 дней сведения о поставщике направляются заказчиком в
ФАС с последующим включением в Реестр недобросовестных поставщиков.
Это является обязанностью заказчика.
• Важно! Включать или нет поставщика в РНП будет решать ФАС, односторонний отказ Заказчика не означает автоматическое попадание компании в РНП.
Заказчик и Поставщик вправе расторгнуть контракт по соглашению сторон.
• В таком случае никаких негативных
последствия для Поставщика и Заказчика не
возникает. Для Заказчика негативным
может быть лишь привязка к мероприятию,
под которое, например, закупалось
оборудование
Далее…Когда заключают госконтракт с поставщиком № 2
(участником закупки под номер 2)
• Если контракт расторгнут по соглашению сторон, то Заказчик вправе заключиться со вторым Участником закупки, а второй Участник закупки
вправе согласиться на такой контракт по ч. 17.1 ст. 95 44‐ФЗ.
• Если контракт расторгнут в одностороннем порядке Заказчиком, то Заказчик вправе заключиться со вторым Участником закупки, а второй Участник закупки вправе согласиться на такой контракт по ч. 17.1 ст. 95 44‐ФЗ, НО после того, как информация об первом Поставщике попала в РНП по решению ФАС.
Если у вас появились вопросы или интересуетесь госзакупками пишите мне https://vk.com/bykovzakupki
Обязательно найду подходящие решения для Вас и вашей компании.