Найти тему

Детерминизм. Или что не так со свободой воли. Часть 2.

Начнем с того, что у нас нет выбора еще с рождения.

Рандомны: дата/место рождения, национальность, семья, темперамент, внешность. Мы оказались в этом мире не по собственной воле, и с того момента идем по рельсам, которые нам проложены.

Каждое наше действие- это отражение среды, в которой мы находились на протяжении всей своей жизни. Она построила алгоритм обработки информации нашим мозгом, а далее, мы этим мозгом воспринимаем ее саму. Мы поступаем так, как мы думаем в эту секунду. А то, как мы думаем в эту секунду – следствие миллиарда событий и обстоятельств.

Что представляет из себя человек, изначально оторванный от среды?

Допустим, мы наделяем свой ум способностью принимать определенные решения. Но ведь умственное состояние- это состояние мозга, состояние мозга- это биологическое состояние, биологические состояния являются физическими. Сам же физический мир, как мы уже говорили – причинно-обусловлен. В этой картине для свободы воли просто не остается места.

Свобода воли подразумевает, что действие не обязательно должно было быть вызвано чем-то случившимся в прошлом. Оно могло быть результатом каких-то не физических событий (наших собственных мыслей), которые именно в этот самый момент и зародились. По такой логике мы обладаем способностью влиять на причинно-следственную цепочку вселенной, способностью самостоятельно провоцировать события. Но откуда берутся эти свободные решения? Возникают случайно? Это снова идет вразрез с нашим представлением о работе физического мира. Получается, что в момент принятия решения наш мозг вдруг выбирает игнорировать все законы и начинает действовать по каким-то неведомым принципам? Но что могло сделать нас такими особенными?

Если вы можете объяснить, почему поступили так, а не иначе, это уже аргумент за то, что наши действия являются спровоцированными, а не свободными. Всю свободу воли можно свести к уравнению: наши убеждения + наши желания + наш темперамент = намеренное действие. Изменив один фактор, мы получим другой результат. С этой точки зрения, то, что мы называем решением – является лишь неизбежным результатом комбинирования содержимого нашего мозга определенным образом.

Мы можем думать, что выбираем как поступать, согласно характеру, который сами выбрали и сформировали, но этот наш, так называемый выбор, является результатом ранее предопределенных факторов, которые влияют на нас и наше место в этом мире. 

Физически мы не способны понять, что толкает нас на те или иные поступки, но даже если бы знали, это знание двигало бы нами, как причина.

Инкомпатибилизм трудно опровергнуть, и он подразумевает нечто крайне неприятное: что наше глубокое чувство уверенности в собственной способности принимать различные решения, просто ошибочно. И само понятие личной ответственности при этом теряет свой смысл. 

Чувством свободы, безусловно, крайне трудно пренебречь. Однако лучшим аргументом в ее пользу является всего-лишь то, что мы ощущаем себя свободными.

По сути свобода воли – это всего лишь конструкт нашего детерминированного сознания. Вселенная знает, что мы выберем в любое мгновение времени, а мы нет. Поэтому в масштабах вселенной ее нет. Но в масштабах нашего сознания – она есть.