Всем привет!
Недавно проезжал мимо бывшего завода ЗИЛ , ну вернее то , что от него осталось . А осталось честно признаться мало что . Кто постарше сейчас конечно же начнет говорить мол , вот какой завод разрушили , а ведь сколько полезного он мог бы еще принести и так далее , но давайте разберемся , как начался крах ЗИЛа и почему УАЗ теоретически может повторить его судьбу .
Зил . История гиганта . От становления до краха.
Зил это одно из немногочисленных старейший автомобильных предприятий СССР , а затем и России . Основан он был еще при царе в 1916 году , да да , красные не принимали участия в его строительстве и закладке , как многие думают . Создавался завод по приказу правительства в рамках программы развития автомобильной промышленности в Российской империи.
В 1917 же году в виду революции , инфляции и высоких процентных ставок строительство завода было приостановлено , однако сам завод был готов уже на 2/3 и на нем , что важно , уже стояли новейшие американские станки и прочее оборудование .
Ну а в 1918 году СОВНАРКОМ объявил , что завод отныне собственность республики , а несогласные - милости просим к стенке , или в лагеря . Собственно именно в этом году , ЗИЛ ( знаю знаю , на тот момент он еще так не назывался ) стал собственностью Советского Союза.
В 1924 году начали производить первые грузовики . Собственно и цель то у завода была простая - удовлетворить потребность страны в грузовой технике . Но поняв , что разрабатывать автомобили самим с нуля тяжеловато ( конечно , все инженеры либо расстреляны либо посажены , либо на своих двоих бежали за границу ) в 1930 году завод закупает лицензию на производство американских грузовиков Autocar-5S .
Собственно как всё происходило , на завод приходили американские детали , их собирали в единый автомобиль , обзывали АМО 2 и выпускали в страну для последующей эксплуатации .
В 1934 году начали глобальную реконструкцию предприятия , но в парадокс в том , что к 1937 году завод нуждался в руководителям среднего и высшего звена . На это повлияли огромнейшие сталинские репрессии ( кто скажет что такого не было - учите историю господа ).
Ну и куда же без легендарного ЗИС 101 , который выпускался для советской элиты ( ни кого не смущало что в той стране , где все равны выпускался автомобиль для элиты , который был недоступен для простых работяг ? В остальных странах правители ездили на серийных авто , да и по сей день так же ) , и должен был служить образцом мощи и величия советской инженерной мысли .
Ну а в 1951 году было начато производство холодильников ЗИЛ . Мужики , кто помнит такой аппарат ? Который тарахтел как трактор , и имел ту самую неповторимую ручку .
Дааа , много же у многих воспоминаний с этим холодильником .
Ну а середина 50х ознаменовалась обновлением модельного ряда завода . На смену уже устаревшему ЗИС 150 пришел ЗИЛ 164. По факту конечно это просто глубокая его модификация , а не сделанная с нуля модель . Да и сам завод этого никогда не отрицал .
А вот какая модель была действительно новой так это ЗИЛ 130.
Да да , тот самый трудяга , который выполнял нелёгкую работу в полях , поливал улицы , являлся бензовозом , топливозаправщиком , так же на его базе был сделан тягач . В то время машина полностью попала в потребность советского народа , с момента наладки производства их отсылали во все уголки союза . Да и по сей день их можно встретить на улицах некоторых городов. Кстати , кто знает легенду , почему большинство ЗИЛ 130 покрашены в бело синий цвет ? Напишите в комментарии , интересно сколько нас ..
И вот он - переломный момент 80х.
Именно в 80х на заводе произошел конструкторский кризис . Трудяга ЗИЛ 130 уже морально устарел , и от завода требовали новый автомобиль , который будет современнее , экономичнее и надежнее. И на заводе был такой прототип , это мало кому известный ЗИЛ 170. Его разработку вели параллельно с выпуском старых моделей.
Ну как , ничего не напоминает ? Правильно , это же КАМАЗ !
Но ставки к сожалению не оправдались , и ЗИЛ был вынужден отдать все свои чертежи и наработки по это модели КАМАЗУ.
Вот так завод лишился своих наработок , а так как козыря в рукаве конструкторов не было , то руководство приняло решение - начать дорабатывать то , что уже стоит на конвеере . И ЗИЛ 130 превратился в ЗИЛ 133 . Знаете что изменилось ? Добавили третью ось и удлинили базу .Вот тебе и все изменения .
Но паралельно инженеры продолжили разработку нового грузовика , ЗИЛ 169 ( его знаю как ЗИЛ Бычок ) . Разработка шла тяжело , мало что получалось , очень много раз переделывалась трансмиссия . Тяжко шёл он еще и потому , что шло освоение дизельного двигателя собственной разработки ( ребята , собственной разработки . То есть вы его придумали , а что с ним дальше делать не придумали ? Это ж импотенция инженерная какая то , напомню что в японии уже во всю катались грузовики на собственных дизельных моторах , которые в 90х водители встречали с широкими объятиями , пересаживаясь со старых и ломучих ЗИЛов ).
До конвеера же Бычок дошел только в 1985 году , во многом благодаря бюрократии на заводе , куче согласований разного уровня и так далее. Вы только вдумайтесь , автомобиль встал на конвеер сырым , и уже устаревшим.... Где вы еще такое увидите ?
Ну а дальше 90е. Страшное время для многих , в том числе и для завода ЗИЛ. Посудите сами , производились уже устаревшие автомобили , как гражданские ( грузовики ) так и мелкосерийные ( лимузины ) .
С Японии пришли праворульные грузовички Митсубиси , Тойота , Исузу и прочее , и пусть они были на правом руле , пусть они были б/у - водители сразу же почувствовали разницу , что называется всем телом .
Автомобили были экономичнее , так как стояли маленькие дизельные двигатели , надежные , и очень выносливые в работе . Первыми конечно эту разницу ощутили жители Дальнего Востока , и до сих пор именно в той части нашей страны прекрасно понимают , что старый японский автомобиль лучше чем новый российский. Ну а Бычки доживали свой век возя мусор , поливая улицы , развозя хлеб по населенным пунктам .
А вот когда государственные закупки прекратились - завод был вынужден прекратить производство этого автомобиля и его модификаций , ведь кому нужен автомобиль который даже будучи новым часто ломался , когда за такие же деньги можно было взять б/у грузовичок иностранного производства и не знать бед ?
Параллельно с этим закончилась сборка легендарных лимузинов для верхушки - ЗИЛ 4105 и ЗИЛ 114.
Вот скажите мне защитники всего советского , как можно было в 80х выпускать автомобиль , который похож на катафалк ? Такое ощущение что инженеры не знали как скруглять кузов , по этому он получился такой рубленый , длинный , не пропорциональный и страшный . Но вот как это можно было делать ?
А как можно было делать ЗИЛ 4105 ?
Посмотрите на него , кто считает ЭТО красивым ? Неужели не было еще тогда понятно , что модель устарела и надо менять . Ладно , инженеры были не выездные из страны , но генсек видел на чем приезжают другие руководители стран , и там все было намного лучше ( сравните с зилом мерседесы и бмв тех лет , и это выпускалось в той стране , которую мы победили господа ) .
И потом мы удивились , когда вся верхушка перепрыгнула разом на Мерседесы . А что вас удивляет ? Патриотизм это одно , а вот ездить с комфортом и на качественном автомобиле это другое . У нас создали сейчас Аурус , который на самом деле ни что иное как РОлс Ройс ....
И вот сегодняшний день . Завод сравняли с землей , построили многоквартирные дома , и рядом с главным КПП бывшего завода гордо стоит автосалон Ауди / Мерседес . Символично , не так ли товарищи ?
И оглядываясь назад , можно понять причины закрытия завода :
- Долгий выпуск моделей которые уже устарели .
- Отсутствие конкуренции ( делаешь - и делай , все равно возьмут , аналогов то нет , сравнить не с чем ).
- раздутый руководящий состав
- бюрократия на заводе , автомобили сходили конвеера уже устаревшими.
- Не готовность к конкуренции ( 90е)
- Нежелание завода делать что то по настоящему новое и хорошее ( видели какой лимузин они Путину хотели показать ? Тот же 4105 только чуть измененный , и вот на что они надеялись ?)
Вывод - не надо жалеть о потере того , кто не выдержал конкурентной борьбы , завод сам виновен в том , что развалился , надо было вовремя делать новые модели , и не сидеть со старыми моделями по 30 лет .
УАЗ.
Так как УАЗ еще действующее предприятие , мы пробежимся по его истории кратенько и посмотрим что он выпускал и выпускает .
Основан в 1941 году на базе эвакуированного московского завода ЗИС.
С 1972 года производил УАЗ 469 ( он же УАЗ 469Б , он же в наше время УАЗ Хантер ) , УАЗ 452 ( Буханка , и модификации на её базе ) и УАЗ Патриот ( и модификации на его базе ).
Ну что ж , с модельным рядом я думаю все знакомы . Почему у меня возникла мысль , что завод может повторить судьбу ЗИЛа ? Да потому , что состояние дел крайне плачевное .
Уже в 2013 году предприятие отчиталось об убытке в 1 миллиард рублей , а уже в 2019 только за первые 3 месяца убытки достигли суммы миллиард. СКажу еще раз , всего лишь за первые три месяца.. .
Возьмем в расчет , что продукцию мало покупают на данный момент в виду устаревшей конструкции , не надежности , огрехов сборки и космической цене (статья про Патриот объясняет что там не так ). Завод в основном держится на государственных закупках техники для нужд силовиков ( Армии , Полиции и д) . Если представить , что такого рода госзакупки прекратятся , и само государство перестанет вливать деньги в УАЗ , сколько он протянет ?
Так же на УАЗе постоянно идут сокращения персонала , и постоянная оптимизация . Но к чему это приводит ? Какие от этого плюсы ?
Подумайте сами , новых моделей нет , Буханка уже изжила своё и ей пора бы уже уйти с производства , Хантер - его по крайней мере любят рыбаки и охотники , за свои деньги это отличный вариант , НО только если брать для поездок в лес и бездорожья . Для поездок по асфальту брать Хантер - безумие ( вспомним хотя бы форточки через которые льётся вода в дождь , или ржавеющий кузов и раму ).
Что же касается Патриота - ценник слишком задран . Технически ведь это тот же самый Хантер , и рама там еще от УАЗ 469 , так а за что ж тогда такие деньги ? Завод терпит убытки , а это первый звоночек того , что если покупатель не платит за твой товар рублём - то с твоим товаром что то не так . УАЗ изо всех сил старается ну хоть как то украсить новыми фишечками свой Патриот , да вот только с каждым годом покупателей становится меньше . Никто не хочет платить за автомобиль , который технически родом из 70 х без безопасности , качества и надежности .