Но вернемся к портрету Николая Второго. Необычны обстоятельства написания картины.В 1900 году художник уже был очень известным.к этому времени он уже написал портреты других родственников Императора ,которые его, говоря современным языком , распиарили .Получилось так, что Николай решил сделать подарок или сюрприз своей жене и уговорил Серова делать все втайне от посторонних .Они запирались в комнате,но портрет ,что называется " не шел" еще и с сюрпризом не вышло........императрица однажды зашла во время работы и эффект приятного удивления в будущем был утерян.Далее было тоже интересно она приходила на сеансы и советовала художнику как лучше писать картину. Серов долго терпел советы ,но как то раз супруга Николая Второго оценив незаконченную работу сказала что тень надо сдвинуть взяла кисть и поправила портрет.Здесь терпение мастера закончилось и он сказал что бы она закончила работу,если так хорошо разбирается.Императрица ушла ,а Николай стал извиняться за бестактное поведение жены,но портрет не получался и бросить работу было нельзя из за престижа ....вот тогда измученный Император присел за стол ,сложив руки и смирившись с ситуацией и с искренней грустью посмотрел на художника.В этот момент Серов понял.что это то что он хотел показать в картине-внутреннюю суть личности Николая Второго- его деликатность и уязвимость .Позднее друг мастера тоже художник Константин Коровин сказал:"Серов первым из художников уловил и запечатлел на полотне мягкость, интеллигентность и вместе с тем слабость императора" .И через 17 лет история только подтвердила слова Коровина.
.