Найти тему
Romanist Music Blog 🎧 Блог о музыке

Первый и сразу влиятельный: Joy Division – «Unknown Pleasures»

Сегодня без особых предисловий. Мы просто будем поздравлять с Днём рождения важнейший альбом, один из тех, на ком строилась вся независимая музыка 80-ых годов прошлого века. Никакого успеха при выходе, зато мощная репутация, росшая с годами. Как вы догадались из названия, речь пойдёт о группе Joy Division и их дебютнике под названием «Неизведанные удовольствия».

Эпохальная обложка альбома, впоследствии зажившая собственной отдельной жизнью.
Эпохальная обложка альбома, впоследствии зажившая собственной отдельной жизнью.

История группы берёт своё начало ещё за три года до выхода дебютной пластинки, а именно в 1976 году. На самом деле всё это время Joy Division (тогда ещё известные как Warsaw, так называется песня Дэвида Боуи с его альбома «Low») попросту оттачивали своё звучание, играя попеременно в различных клубах. Их немногочисленные попытки сделать какую-либо запись в студии самостоятельно приводили к полному краху и откладывались далеко на полку. Так продолжалось до 1978 года, переломного в карьере музыкантов.

Joy Division в полном составе.
Joy Division в полном составе.

Конечно же, следует прежде всего вспомнить и о самих музыкантах. Joy Division – это барабанщик Стивен Моррис, бас-гитарист Питер Хук, гитарист Бернард Самнер и вокалист, а также автор текстов группы, печально известный Иэн Кёртис.

А переломным 1978 год оказался по нескольким причинам: во-первых, участники знакомятся с Тони Уилсоном, а позже и с Мартином Хэннетом. Первый тогда был телеведущим, который и предложит Joy Division впервые выступить на всю страну. Второй же являлся пока ещё не особо известным продюсером, которому предложили поработать с начинающими ребятами. Как говорится, звёзды начали сходиться.

Представленное выше видео и есть тот самый теледебют Joy Division. Можно вообразить большое удивление зрителей, увидевших на сцене строго одетых музыкантов и вокалиста, который выполняет странные телодвижения в момент проигрышей между своими партиями. Уникальное явление, не иначе.

Процесс завертелся и вот уже Уилсон и Хэннет, ранее загоревшиеся идеей создать собственный лейбл, решают воспользоваться ситуацией и поднять карьеру Joy Division. Итогом их первой работы станет сборник «A Factory Sample», первая подлинная запись лейбла Factory Records. Joy Division записывают для него две композиции: «Digital» и «Glass». Обе впоследствии будут переизданы на различных компиляциях группы.

И уже здесь мы слышим ту самую группу. Отстранённый вокал Иэна Кёртиса, вкупе с его загадочным текстом, а также отличная ритм-секция остальных музыкантов. Это не страшная музыка, она притягивает к себе внимание и не спешит вас отпускать. И ведь это только начало.

Начинается 1979 год. Культовый британский радиоведущий Джон Пил приглашает группу в своё шоу записать несколько песен, две из которых («She's Lost Control» и «Insight») попадают на будущий альбом.

В апреле состоялась запись того материала, что и войдёт на «Unknown Pleasures». Слово Питеру Хуку:

«Мы с группой сидели слева возле пульта, а справа обычно сидел Мартин Хэннет. Если бы мы решили сказать ему что-то вроде: "Приятель, как насчёт сделать партии гитар чуть тише", то он бы обязательно крикнул в ответ: "Ой мой бог, почему бы тебе не заткнуться?»

Подобная история характеризует Мартина в полной мере.

Хэннет в студии вместе с Бернардом Самнером.
Хэннет в студии вместе с Бернардом Самнером.

В студии он был неуправляем, в полной зависимости от запрещённых препаратов. В любую секунду он мог потребовать от музыкантов играть «медленно, но быстро». Некоторые его действия казались просто шуткой: согласно легенде, однажды он услышал какие-то шумы в барабанах у Стивена Морриса и приказал ему разобрать инструмент полностью, дабы убедиться в том, что с ними всё в порядке. В таких условиях дополнительные эксперименты, такие как чрезмерное эксплуатирование всех участников группы в студии, в которой была низкая температура из-за выключенных кондиционеров, даже не вызывают нынче удивления.

Собственно на выходе мог получиться либо абсолютный шедевр, либо тотальный провал. Что интересно, сами участники группы от получившейся записи не были в восторге.

Правда не вся. Иэну Кёртису с его мрачными текстами продюсирование Хэннета как раз таки пришлось по душе. Некомфортно чувствовали себя другие участники. Но всё же, что получилось на выходе:

Альбом начинается с «Disorder», отличной быстрой композиции. В ней идеально прослеживаются нотки оставленного позади панка, которым поначалу и увлекались участники. Важно отметить, что к тому моменту вовсю проявились признаки серьёзной болезни вокалиста – эпилепсии. Видимо поэтому и в тексте данной песни ищется подобный смысл.

После ещё одной отличной вещи «Day of the Lords» группа берёт небольшую передышку, но в середине слушателя ждёт тройной удар в виде сильнейших композиций с альбома: «New Dawn Fades», «She's Lost Control» и «Shadowplay».

Именно «She's Lost Control» является едва ли не автобиографичной песней, написанной Кёртисом якобы о девушке, теряющей контроль над различными ситуациями в своей жизни, но на самом деле речь здесь идёт о самом музыканте и его эпилепсии. Здесь долго думать и искать смысл особенно не приходится.

Этот альбом очень хорош, как цельная работа. В отличие от своего последователя, о котором я поговорил вот здесь, он ещё не настолько страшный, но в меру пугающий и мрачный. Трагичная фигура Иэна Кёртиса, которой нет с нами вот уже 40 лет, по-прежнему отдаётся эхом в умах многих поколений. И касается это не только пост-панка, как мне думается.

Культовым данный альбом стал, разумеется, ещё из-за своей обложки, давно живущей своей жизнью. Не удивляйтесь, если вам до сих пор на улице встречается человек в футболке или толстовке с данным символом, который о самих Joy Division ничего то и не знает, так уж вышло.

Данную иллюстрацию увидел Бернард Самнер (или Стивен Моррис, тут история говорит разное) в книге «Кембриджская энциклопедия об астрономии». Изначально снимок был на бело-чёрном фоне, но позднее ставший штатным оформителем обложек у Joy Division и New Order художник Питер Сэвилл предложил изменить фон на чёрный, что полностью соответствовало духу пластинки.

А вот и оригинал этих самых радиоимпульсов, ставших впоследствии культовым изображением.
А вот и оригинал этих самых радиоимпульсов, ставших впоследствии культовым изображением.

Напоследок, я могу долго ещё размышлять о том, почему же этот альбом не стал хитом сразу же после своего выхода, ведь теперь это попросту бессмысленно. О Joy Division знают уже почти все, поэтому я могу предложить своим читателям лишний раз переслушать данную пластинку и поразмышлять на тему того, насколько она хороша и заслуживает ли место в когорте лучших дебютных альбомов? NME, Rolling Stone, Pitchfork считают, что даже в числе лучших альбомов всех времён. Теперь слово за вами.

На этом всё.

Спасибо за прочтение статьи до конца. Буду признателен, если оцените данную публикацию пальцем вверх, репостом в соцсетях, а также оставите комментарий. Дополнительным плюсом будет для вас подписка на мой канал, новые интересные статьи появляются здесь регулярно.

#музыка #joy division #зарубежная музыка #музыкальные альбомы #разбор альбомов от romanist music