Сегодня без особых предисловий. Мы просто будем поздравлять с Днём рождения важнейший альбом, один из тех, на ком строилась вся независимая музыка 80-ых годов прошлого века. Никакого успеха при выходе, зато мощная репутация, росшая с годами. Как вы догадались из названия, речь пойдёт о группе Joy Division и их дебютнике под названием «Неизведанные удовольствия».
История группы берёт своё начало ещё за три года до выхода дебютной пластинки, а именно в 1976 году. На самом деле всё это время Joy Division (тогда ещё известные как Warsaw, так называется песня Дэвида Боуи с его альбома «Low») попросту оттачивали своё звучание, играя попеременно в различных клубах. Их немногочисленные попытки сделать какую-либо запись в студии самостоятельно приводили к полному краху и откладывались далеко на полку. Так продолжалось до 1978 года, переломного в карьере музыкантов.
Конечно же, следует прежде всего вспомнить и о самих музыкантах. Joy Division – это барабанщик Стивен Моррис, бас-гитарист Питер Хук, гитарист Бернард Самнер и вокалист, а также автор текстов группы, печально известный Иэн Кёртис.
А переломным 1978 год оказался по нескольким причинам: во-первых, участники знакомятся с Тони Уилсоном, а позже и с Мартином Хэннетом. Первый тогда был телеведущим, который и предложит Joy Division впервые выступить на всю страну. Второй же являлся пока ещё не особо известным продюсером, которому предложили поработать с начинающими ребятами. Как говорится, звёзды начали сходиться.
Представленное выше видео и есть тот самый теледебют Joy Division. Можно вообразить большое удивление зрителей, увидевших на сцене строго одетых музыкантов и вокалиста, который выполняет странные телодвижения в момент проигрышей между своими партиями. Уникальное явление, не иначе.
Процесс завертелся и вот уже Уилсон и Хэннет, ранее загоревшиеся идеей создать собственный лейбл, решают воспользоваться ситуацией и поднять карьеру Joy Division. Итогом их первой работы станет сборник «A Factory Sample», первая подлинная запись лейбла Factory Records. Joy Division записывают для него две композиции: «Digital» и «Glass». Обе впоследствии будут переизданы на различных компиляциях группы.
И уже здесь мы слышим ту самую группу. Отстранённый вокал Иэна Кёртиса, вкупе с его загадочным текстом, а также отличная ритм-секция остальных музыкантов. Это не страшная музыка, она притягивает к себе внимание и не спешит вас отпускать. И ведь это только начало.
Начинается 1979 год. Культовый британский радиоведущий Джон Пил приглашает группу в своё шоу записать несколько песен, две из которых («She's Lost Control» и «Insight») попадают на будущий альбом.
В апреле состоялась запись того материала, что и войдёт на «Unknown Pleasures». Слово Питеру Хуку:
«Мы с группой сидели слева возле пульта, а справа обычно сидел Мартин Хэннет. Если бы мы решили сказать ему что-то вроде: "Приятель, как насчёт сделать партии гитар чуть тише", то он бы обязательно крикнул в ответ: "Ой мой бог, почему бы тебе не заткнуться?»
Подобная история характеризует Мартина в полной мере.
В студии он был неуправляем, в полной зависимости от запрещённых препаратов. В любую секунду он мог потребовать от музыкантов играть «медленно, но быстро». Некоторые его действия казались просто шуткой: согласно легенде, однажды он услышал какие-то шумы в барабанах у Стивена Морриса и приказал ему разобрать инструмент полностью, дабы убедиться в том, что с ними всё в порядке. В таких условиях дополнительные эксперименты, такие как чрезмерное эксплуатирование всех участников группы в студии, в которой была низкая температура из-за выключенных кондиционеров, даже не вызывают нынче удивления.
Собственно на выходе мог получиться либо абсолютный шедевр, либо тотальный провал. Что интересно, сами участники группы от получившейся записи не были в восторге.
Правда не вся. Иэну Кёртису с его мрачными текстами продюсирование Хэннета как раз таки пришлось по душе. Некомфортно чувствовали себя другие участники. Но всё же, что получилось на выходе:
Альбом начинается с «Disorder», отличной быстрой композиции. В ней идеально прослеживаются нотки оставленного позади панка, которым поначалу и увлекались участники. Важно отметить, что к тому моменту вовсю проявились признаки серьёзной болезни вокалиста – эпилепсии. Видимо поэтому и в тексте данной песни ищется подобный смысл.
После ещё одной отличной вещи «Day of the Lords» группа берёт небольшую передышку, но в середине слушателя ждёт тройной удар в виде сильнейших композиций с альбома: «New Dawn Fades», «She's Lost Control» и «Shadowplay».
Именно «She's Lost Control» является едва ли не автобиографичной песней, написанной Кёртисом якобы о девушке, теряющей контроль над различными ситуациями в своей жизни, но на самом деле речь здесь идёт о самом музыканте и его эпилепсии. Здесь долго думать и искать смысл особенно не приходится.
Этот альбом очень хорош, как цельная работа. В отличие от своего последователя, о котором я поговорил вот здесь, он ещё не настолько страшный, но в меру пугающий и мрачный. Трагичная фигура Иэна Кёртиса, которой нет с нами вот уже 40 лет, по-прежнему отдаётся эхом в умах многих поколений. И касается это не только пост-панка, как мне думается.
Культовым данный альбом стал, разумеется, ещё из-за своей обложки, давно живущей своей жизнью. Не удивляйтесь, если вам до сих пор на улице встречается человек в футболке или толстовке с данным символом, который о самих Joy Division ничего то и не знает, так уж вышло.
Данную иллюстрацию увидел Бернард Самнер (или Стивен Моррис, тут история говорит разное) в книге «Кембриджская энциклопедия об астрономии». Изначально снимок был на бело-чёрном фоне, но позднее ставший штатным оформителем обложек у Joy Division и New Order художник Питер Сэвилл предложил изменить фон на чёрный, что полностью соответствовало духу пластинки.
Напоследок, я могу долго ещё размышлять о том, почему же этот альбом не стал хитом сразу же после своего выхода, ведь теперь это попросту бессмысленно. О Joy Division знают уже почти все, поэтому я могу предложить своим читателям лишний раз переслушать данную пластинку и поразмышлять на тему того, насколько она хороша и заслуживает ли место в когорте лучших дебютных альбомов? NME, Rolling Stone, Pitchfork считают, что даже в числе лучших альбомов всех времён. Теперь слово за вами.
На этом всё.
Спасибо за прочтение статьи до конца. Буду признателен, если оцените данную публикацию пальцем вверх, репостом в соцсетях, а также оставите комментарий. Дополнительным плюсом будет для вас подписка на мой канал, новые интересные статьи появляются здесь регулярно.
#музыка #joy division #зарубежная музыка #музыкальные альбомы #разбор альбомов от romanist music