Найти тему
Полет мысли

Самый большой седан в мире или что то другое ?

Оглавление

В этой сатье речь пойдет об автомобиле интересным в первую очередь не соответствием внешнего вида с своими габаритами. Этот гигант выглядит как легковой седан, а учитывая причудливый дизайн если поставить его в чистом поле можно подумать что это фотография простенькой детской игрушки.

С появлением в советской авиации новых на тот момент лайнеров Ту-104 и Ту-114 возникла потребность в их буксировке на лётном поле. Для этих целей первоначально стали использовать армейские тягачи МАЗ-535.

Маз 535
Маз 535

Однако из-за большой высоты этого грузовика была необходимость удлинения буксировочной штанги, что существенно ухудшало манёвренность сцепки, тягач приходилось перецеплять то передом, то задом, такие дополнительные манёвры создавали на аэродроме небезопасную обстановку и затягивали процесс перемещения самолёта.

Разработка нового тягача началась в 1956м году на Минском автозаводе. Требовалось, чтобы тягач смог обеспечить буксировку самолётов, взлётная масса которых не превышала 85 тонн.

Особенности МАЗ-541

Тягач получился полноприводным с возможностью отключения переднего моста. Он имел в своем арсенале 2 пульта управления, что позволяло водителю в нужный момент пересаживаться и буксировать самолеты задом, сидя лицом вперед.

-2

На автомобиль устанавливался двигатель снятого с производства танка КВ-2 и разные по диаметру колеса. Это делало машину немного похожей на трактор, но позволяло выполнить главную задачу – обеспечить превосходное сцепление с бетонкой. Передние колеса были позаимствованы у небольшого грузовичка ЯАЗ-214, а задние достались от карьерного трудяги МАЗ-525. В результате в аэропорты должна была поступить внешне легковая машина, но с некоторыми характеристиками танка, трактора и карьерного самосвала. Отсюда и нездоровый аппетит тягача, который за 100 км езды был способен проглотить 130 литров дизеля. Хотя, с другой стороны, пробег этих авто был небольшим, и за час работы обычно улетало меньше 50 литров топлива.

Явным минусом конструкции было отсутствие гидроусилителя, что требовало от водителя тридцатитонного авто богатырских усилий.

-3

Прекращение выпуска

Министерство авиационной промышленности заказало 13 МАЗов 541, и это число стало не очень счастливым в судьбе авто. В аэропорты поступило всего 3 тягача. Они хорошо выполняли свою работу, но очень скоро пали жертвами очередной революции в авиапромышленности. Все дело в том, что на рынке появились воздушные суда весом за 100 тонн, и теперь мощи МАЗа-541 было недостаточно, чтобы буксировать огромные махины. Поэтому государство было вынуждено отказаться от этого тягача и перейти на более тяжелые БелАЗы. Но те машины, которые успели поступить в распоряжение аэропортов, проработали на своем посту до 1970-го года.

-4