Найти тему
Блог Talon.by

Неочевидные гормональные проблемы детей: как найти проблему, если ничего не болит?

Оглавление

Как мы понимаем, что в организме что-то не так? Чаще всего сигналом становится боль. Но вот гормональные нарушения не проявляются болью, они коварнее — ничего не болит, не всё идёт не так. А многие из них проявляются ещё в детстве.

На что нужно обращать внимание молодым родителям, чтобы вовремя распознать болезнь и обратиться к врачу  «Талону» рассказал доцент кафедры эндокринологии БелМАПО, кандидат медицинских наук Максим Лущик.

С чем чаще всего к вам обращаются?

Наиболее частая проблема, с которой к нам приходят — это случайные находки на УЗИ. Узелки, шероховатости. Но это, как правило, не значимо: клинически не проявляется и никакого значения не имеет. Просто стала лучше аппаратура и то, что раньше не мог нащупать рукой доктор, теперь видно на УЗИ.

А в случае щитовидки то, как железа выглядит, и как она работает, это не связанные понятия. И проблемы определяются по анализам крови.

Да, если написано «множественные микроузловые образования», их линейный размер больше 10 миллиметров, то это уже — повод для углубленных разговоров с врачом, но незначительные шероховатости, которые пугают пациентов, нужно воспринимать спокойно.

Вторые по частоте обращений это нарушения по типу сахарного диабета первого типа, нарушения метаболизма и ожирение — третья проблема. Это ТОП-3.

Расскажите подробнее. Как понять, что у ребёнка есть гормональные проблемы?

Если мы говорим про ранний диабет, то понять, что что-то не так, можно по постоянной жажде ребёнка. Он много пьёт, а потом «уписивается» ночью или даже днём, когда нарастает уровень глюкозы и почки её выводят с мочой, это можно понять.

Но спектр гормональных нарушений очень широкий. Нужно насторожиться, если ребёнок начинает отставать в умственном развитии, если у него низкий хриплый голос, если крупный язык, если он заторможенный.
Обычно же так: «Владичек, посиди», и пока он сидел — успел открутить гайки стула, выцарапать что-то на стене, это нормально. Но когда говорят «Владичек, посиди», и он сидит… ничего не делает, отрешённость полная — вот тут нужно озадачиться. Конечно, не учитываем случаи, когда ребёнок уставший. Но если такие ситуации повторяются — идём к доктору, проверяем функции щитовидной железы.

Вот ещё важный момент к мамам: у вашего сына яички в мошонке или нет? Такое встречается, а родители часто не могут сами понять. Бывает, и у ребят 14 лет спрашиваешь, “Где яички?” – “Не знаю!”. Понятно, что где-то по дороге, если не в мошонке, но чем раньше это выявилось, тем меньше риск проблем с фертильностью в будущем.

Тут важно ориентироваться на примеры в семье: а как у родителей было? Потому что границы начала пубертата на самом деле расбросанные: от 9 до 14 лет.

Если ребёнок растёт слишком быстро или слишком медленно — это симптом!

А как понять, что ребёнок растёт слишком быстро или медленно? 

У ребёнка есть фазы роста: скоростной в первые месяцы жизни, когда он со своих 2 килограмм набирает 10. Потом притормаживает, потом снова растёт быстро. И в поликлиниках эти фазы должны отмечаться, если родители ходят туда в соответствии с календарём прививок.

В Японии, например, всем родителям выдают «дневник мамы» — там отмечены все возможные кривые, согласно которым может расти ребёнок и это считается нормальным. У нас такие дневники продают за деньги. И вот мама меряет ребёнка, соотносит с кривыми и видит, есть ли резкое замедление или повышение роста. Если есть — повод обратиться к доктору.

Также включим в понятие роста и быстрый набор веса или быстрое похудание. Это вообще отдельная тема.

А что можно сказать отдельно про раннее ожирение?

Это большая проблема: ожирение и гиподинамия. Я называю таких детей «экранными»: они мало двигаются, кушают высококалорийную еду, не тратят энергию на улице. Это повышает риски раннего старта диабета, гипертензии, других гормональных проблем.

Нужно понимать: если шкварка не сгорела, то она ляжет на бока запасом. И этот запас не просто лежит, он требует, чтобы его поили, кормили и снабжали кислородом. Жир — это метаболически и гормонально активная ткань, которая выделяет и свои гормонально активные вещества, которые достаточно жёстко командуют поведением человека: регулируют аппетит и так далее, там много сигналов.

И, к сожалению, это наследуемое — метаболический шаблон родителей закрепляется. А у нас ведь люди чем старше, тем толще. После 45 лет худых нужно поискать. Тут причина в том, что стало много доступной еды, чего раньше не было, и работа организма, привыкшего из каждой калории выжимать максимум, в этой ситуации построена так, что он делает запасы.

И дети кушают так, как родители. Добавьте к этому, например, литр колы и чипсы после школы – всё, ребёнок свою дневную норму калорий на день употребил. И что, не кормить его после этого до завтра? Нет, конечно. Но нужно внимательно следить как ребёнок питается и как двигается, сколько ест фруктов. 

Потому что ранняя зависимость от еды это даже круче чем алкоголизм — без сильных мотиваторов похудеть очень сложно. Рост массы тела будет только увеличиваться и органы, вырабатывающие гормоны, не будут справляться делать их, чтобы хватило всем клеткам. Начнутся нарушения, человек с ростом массы тела перестаёт быть «метаболически здоровым».

Распорядок дня — это важно?

Да! Ранние гипертонии, например, могут быть связаны с неправильной работой надпочечников. Почему она неправильна? Хронические недосыпы — один из факторов. Если ребёнок сутки «колбасился» в стрелялки и мы утром померяем ему гормоны, то там будет такой токсикоз, прямо как в учебнике. Когда такие нарушения перестают быть разовыми, то организм, конечно, приспосабливается, но что-то в нём начинает сдавать.

А обычные болезни могут привести к проблемам с гормонами?

У нас есть гипофиз — это такая микросхема сантиметр на сантиметр, которая определяет шаблоны гормонального поведения. Если с ней что-то не так, если гипофиз командует не то страдают все возможные периферически системы.

Недостаточность функций может привести к гинекомастии у мальчиков (это сразу видно — начинает расти грудь по женскому подобию), нарушениям фертильности, нарушениям менструального цикла у девочек. Могут взбеситься клетки, которые производят гормон роста и ребёнок начнёт расти рано и быстро.

Так вот, тут важно избегать черепно-мозговых травм и хронических синуситов. Потому что гипофиз это ранимый орган, природа подстраховалась и «зашила» его в центре черепа. Это оберегает от лёгких травм, но! Рядом с ним проходит клиновидная пазуха носа, и хронические ЛОР-воспаления могут дать осложнения на гипофиз, а он — на свои подчинённые органы.

Ну и дурацкий вопрос — а правда, что детям нужно есть много йода?

У нас йодный дефицит считается ликвидированным, хотя и бывают единичные случаи из-за особенностей питания на фоне каких-то пограничных состояний психических, когда человек сам устраивает себе дефицит.

Многие продукты у нас йодированные, но нужно понимать и принцип сохранения йода — в организме запаса йода хватает на полгода точно, всё лишнее проходит транзитом. Просто нормально питаясь дефицита не заработаешь, а если и будет временный, то организм не заметит.