Найти тему
Кинокалендарь

Побег в "Ненастье": канал "Россия" повторяет сериал по роману Алексея Иванова.

Писатель Иванов: телевидение, первые экранизации:

Весной 2010 года Леонид Парфенов в документальном телевизионном проекте "Хребет России" так представил Алексея Иванова-"самый значительный русский писатель двадцать первого века". Иванов в этом проекте об истории Урала стал и соведущим Парфенова, а также автором сценария и идейным вдохновителем телевизионного фильма. Книга с одноименном названием вышла из под пера писателя также весной 2010 года. Почему именно Иванов рассказывал, а по большей части прояснял миллионной аудитории федерального канала особенности быта, устройства народов населявших земли современного Урала? Выросший в Перми и увлекающийся краеведением Иванов лично провел в походах по родному краю не один месяц- изучая историю местного населения в период до покорения Перми Великой Москвой в 15 веке, так и после. Так на свет появился роман "Сердце Пармы"-книга, которая принесла Иванову известность и за пределами его малой родины.

За три года до появления в "Хребете России" и последовавшим за этим всплеском интереса к творчеству писателя Иванова, Алексей Викторович поработал в качестве сценариста к фильму Павла Лунгина "Царь". В основу сценария лег текст Иванова "Летоисчисление от Иоанна", который в 2009 году вышел самостоятельным произведением. Лунгин внес большие правки в сценарий Иванова и писатель итоговый вариант раскритиковал.

В 2013 году на экраны вышел фильм режиссера Александра Велединского "Географ глобус пропил" по одноименному роману Иванова, написанному еще в 1995 году. Прекрасно принятая критиками, собравшая награды российских кинофестивалей картина не только упрочила позиции Константина Хабенского, как главного российского актера своего поколения, но и вызвала очередную волну популярности к творчеству писателя Иванова, в том числе и у киносообщества. Сам Иванов с большой симпатией отнесся к экранизации своего произведения, в особенности к исполнителю главной роли. Надо сказать что над сценарием по своей книги в этот раз Иванов не работал.

"Ненастье":

Весной 2015 года на полки книжных магазинов лег увесистый том за авторством Алексея Иванова "Ненастье": в вымышленном городе Батуеве происходит дерзкое ограбление спецтранспорта, перевозившего внушительную сумму денег. Грабитель-водитель этого фургона, ветеран Афгана, в одиночку разоруживший своих коллег. Так начинается многостраничное чтиво, которое отправляет читателя в разные эпохи: на войну в Афганистане, в 90-е и нулевые. Главные герои: тот самый водитель Герман Неволин( "Немец"), бывший прапорщик-афганец и основатель "Коминтерна" Сергей Лихолетов ("Лихолет"), Татьяна Лялина - по хронике повествования сначала подруга Лихолетова, потом сожительница Неволина.

В основу сюжета книги были положены некоторые реальные события, а герои этих событий стали отчасти прототипами главных героев романа. Саму завязку сюжета Иванову подарила жизнь: в июне 2009 в Перми было совершенно вооруженное нападение на инкассаторскую машину Сбербанка. Александр Шульман угрожая коллегам огнестрельным оружием заставил водителя заехать в глубь леса, после чего запер машину и с мешками денег скрылся на поджидавшем его автомобиле. Позже это преступление назовут "ограблением века". Сумма похищенных денег составила 250 миллионов рублей. Александр Шульман не проходил службу в Афганистане, но будучи контрактником в спецназе участвовал в военном конфликте в Боснии и Герцеговине. Справедливо предположить, что и в книжном и в сериальном персонаже Неволине есть черты реального грабителя Шульмана.

Одними из самых остросюжетных линий и книги и телефильма стали: захват "афганцами" домов на Сцепе и остановка работы железнодорожной станции Ненастье, после ареста Лихолетова. Все это произошло и в реальной жизни. В 1992 году в Екатеринбурге "афганцы" захватили более 350 квартир в домах № 55, 57 на улице Таганской. Добиваясь освобождения из СИЗО своего лидера Владимира Лебедева "афганцы" остановили работу железнодорожной станции Палкино, два дня блокируя проход поездов. Упомянутый Лебедев-первый председатель свердловского отделения Российского Союза ветеранов Афганистана стал одним из прототипов Сергея Лихолетова. Вышедшая в 2014 году книга Иванова "Ебург" подробнее рассказывает об этих событиях и во многом объясняет отчего автор в "Ненастье" сделал своими главными героями ветеранов Афгана.

Экранизировал "Ненастье" Сергей Урсуляк, после грандиозного успеха "Ликвидации" сотрудничающий с каналом "Россия" на постоянной основе. "Исаев", "Жизнь и судьба", "Тихий Дон"-телефильмы, которые вышли на канале после "Ликвидации" и предварили "Ненастье". Александр Яценко в роли Германа Неволина выбор, который до начала просмотра картины, но по прочтении романа казался неочевидным. Высокий и худой, нескладный-таким Немец предстает на страницах романа. Правда и в том, что в таланте артиста сомнений не было и он справился: Неволин вышел очень убедительным. Гораздо менее известный Александр Горбатов в роли Лихолетова понравился сразу, особенно в сценах, где повествование переносит нас на войну: молодой, бесстрашный, этакий советский гусар. Если для большинства война всегда смерть, до для Лихолетова-жизнь. Максимальный адреналин. Запоминающаяся, яркая работа артиста. Отца главной героини сыграл Сергей Маковецкий, и пускай, экранного времени у его персонажа немного -большой артист себя всегда успеет проявить. Самый забавный эпизод сериала как раз случается с Куделиным, пребывая в очередной алкогольной эскападе персонаж Маковецкого практически встречается с другим своим персонажем в кадре: по телевизору в квартире Куделина показывают клип певицы Алсу на песню "Зимний сон", где снимается Сергей Маковецкий. Отличная шутка от режиссера и актера, в фильме где все персонажи глубоко трагичны-маленькая разрядка к месту.

-4

Алексей Иванов и в этом проекте не принимал участие качестве сценариста и отозвался о работе Урсуляка положительно. В общем телефильм снят близко к тексту, подбор актеров хороший, операторская работа на высоте. У меня, как у зрителя и читателя романа есть все же претензия, которая кажется существенной. Развязка сериала происходит в канун нового 2000 года, в памятный последний день декабря, когда президент Ельцин объявил о своем уходе, тем самым начав отсчет новой эпохи в жизни страны. У Иванова в романе все это происходит к концу нулевых и то, что с началом нового десятилетия 90-е годы для страны закончились только календарно, мне представляется, более правдивым. "90-е" или "лихие 90-е" с боем курантов 31 декабря 1999 года не исчезли для страны: и в нулевые и в десятые и Лихолетов и его окружение и те с кем они борются вполне актуальны. На место военных или пацанских разборок в одночасье не пришло верховенство закона. Понятия, коррупция, кумовство эффективней закрывают вопрос нежели независимый суд, права человека или конституция. Я не знаю, нарочно ли создатели сериала закрыли тему общего российского ненастья последним днем 1999 года, тем самым перелистнув не самые благовидные страницы в жизни страны, может быть им показалось что так будет символичнее. Про роман "Ненастье" нельзя сказать, что он про
90-е
, нулевые или десятые-он по-прежнему про сейчас. В этом его актуальность, в этом его трагизм.

Подписывайтесь на канал. Ставьте "нравится".

Друзья, в комментариях делитесь мнениями о романе и телесериале: что понравилось больше и почему?