Летом 2019 года Минский автозавод представил свой новый автобус третьего поколения МАЗ 303. Машина с современным дизайном не только впитала в себя актуальные мировые тенденции, но даже привнесла много чего своего. А некоторые моменты минские конструкторы аккуратно обходили стороной, никак не комментируя и делая удивленные глаза: «Оригинальное решение? Нет, нет, Вам показалось – все делают именно так».
За прошедший год модельный ряд нового поколения пополнился еще двумя модификациями. Кроме топового МАЗ 303066, появились МАЗ 303E10 и МАЗ 303065. Посмотрим, в какую сторону движутся белорусы?
Сказать, что МАЗ 303266 произвел всеобщий фурор, нельзя. В виду свойственного поколению «Coca-Cola» и «Дом-2» желания хаять все отечественное, даже не понимая сути вопроса, новинка скорее породила жаркие споры, откуда же белорусы «слямзили» столько креатива. Зато специалисты оценили машину очень высоко. Минчане в который раз доказали, что если их не заталкивать ногами в рамки ограниченного бюджета, то создать качественный продукт они могут без особых проблем. Европейцы, кстати, тоже одобрительно кивали головами, глядя на некоторые конструктивные моменты в плане компоновки двигателя – немецкого 299-сильного Daimler OM 936 LA. Проблема размеров моторов Евро-6 общемировая, и удачные решения здесь сразу подмечают и берут на вооружение не только китайцы.
Впрочем, кроме «железа» белорусы впихнули в первый вариант МАЗ 303 все, что только можно в плане электроники. Камеры кругового обзора, унифицированная бортовая информационно-управляющая система, только-только появившаяся на рынке, всевозможные датчики дождя, света и бла-бла-бла. Даже систему поддержания температурного режима в салоне перелопатили так, чтобы она обеспечивала нормальный климат в диапазоне +/- 30°C. А для удобства входа/выхода пассажиров автобус получил индивидуальную систему книлинга на передние и задние колеса – чтобы «кланялся» почти до земли. Про наличие экранов под потолком и USB-портов для зарядки гаджетов и говорить не стоит. По меркам наших автопарков – космолет…
Электробус МАЗ 303E10 – результат веяний по внедрению данного вида транспорта, где надо и где не надо. В данном случае МАЗ начал не с принятого Москвой и Минском варианта с ультрабыстрой зарядкой, требующего везде понатыкать зарядных станций, а с менее затратного - новинка пополняет запас энергии в ночное время. Батареи разместили частично на крыше, а частично - в бывшем моторном отсеке, убив сразу двух «зайцев» – батарей влезло больше, а проводить глобальную перекомпоновку салона не пришлось. Запас хода предварительно 300 км – из-за ограничений по передвижению в мире европейские специалисты все еще не доехали до Белоруссии для окончательной отладки систем.
Помнится, у МАЗа даже был секретный гибрид МАЗ 203865, созданный в эпоху повального увлечения комбинированными силовыми установками на автобусах. Минчане, посчитав проект не очень удачным, так никому его и не показывали. А вот электробус уже несколько раз демонстрировался широкой публике – значит, эта идея удалась, и стоит ждать развития.
А буквально в прошлый четверг минчане представили третий вариант нового поколения – городской автобус МАЗ 303065. Ключевое отличие модификации – использование 285-сильного двигателя Daimler OM 926 LA, отвечающего эконормам Евро-5. В принципе, это означает только одно – машина предназначена для российского и украинского рынка. Ну, возможно еще Казахстана. Остальные страны Содружества вполне устраивают МАЗ 103 и МАЗ 203, а Западу ничего ниже Евро-6 уже не подкатишь.
Однако интересно другое. МАЗ 303065 наглядно показал, что работы с моделью еще далеко не закончены. Поменялся вид боковой крышки моторного отсека – теперь это безликий параллелограмм. Исчезла фишка в виде электроуправляемых вентиляторов радиатора. Глушитель, как и у автобусов предыдущего поколения Евро-5, переехал вверх. Причем выхлопная труба теперь торчит чужеродным элементом в кормовом фальшборте – говорят, немцы бухтят на выхлоп вверх, потому как защитная крышечка «ворует» мощность, а водителям не нравится лязгающий звук этой самой «хлопушки». Я уже не говорю про пропавшие кнопки индивидуального управления дверями для пассажиров, камеры кругового обзора и другие элементы комфорта. Правда, в салоне зачем-то поставили более дорогие сиденья, но… эксперименты с планировкой явно в самом разгаре. Остается надеяться, что путь по упрощению и удешевлению не опустит начинку автобусов третьего поколения до уровня второго…