Сегодня в моей ленте проскочила новость о том, что Индиана Джонс был признан (читателями журнала "Empire") величайшим героем кино. По словам читателей, персонаж Харрисона Форда радовал и вдохновлял их своими приключениями, в чем я не могу не согласиться. Для меня фильмы про Индиану Джонса стали одними из самых любимых картин детства, да и сейчас я не прочь пересмотреть один из них на досуге.
И сегодня хотелось бы поговорить о том, каким был первый фильм серии - "В поисках утраченного ковчега".
Кстати, на канале есть ещё несколько ностальгических обзоров:
Терминатор
Немного о создании героя
Собрались как-то Степан Арнольдович и Георгий Уолтонович Стивен Спилберг и Джордж Лукас. Шёл 1977 год, первый совсем недавно снял "Близкие контакты третьей степени, а второй только-только прогремел на весь мир со своими "Звёздными войнами". Оба режиссера были молоды, полны идей и достаточно сумасбродны, чтобы продвигать всякую дичь. Кроме того, у Лукаса в кармане лежали четыре рассказа о приключениях Индианы Смита - археологе в шляпе, с кнутом, револьвером и сумкой для противогаза, которые он написал в процессе работы над "Новой надеждой".
Образ героя складывался как некий трибьют американским приключенческим сериалам (и бульварному чтиву) 30-40 годов, фанатом которых был Лукас, и как некоторая компиляция образов реально существующих людей - так, например, поиски Ковчега Завета повторяют изыскания штурмбаннфюрера СС Отто Рана, археолога Вендила Джонса, который тоже искал ковчег завета (и носил такую же шляпу), и Хайрема Бингема, который прославился поисками затерянного города инков Мачу-Пикчу.
Кроме того, Лукас хотел сделать своего героя не просто каким-то супергероем, который раскидывает трех врагов одним ударом кулака, а остальных шести - выстрелом из револьвера (ах, нет, это потом тоже будет), отчего наделил своего бравого археолога удивительным недугом - боязнью змей.
И вот, в 1977 году, Спилберг задумчиво говорит Лукасу примерно следующее: "Старина, я хотел снять фильм про Джеймса Бонда, а эти Брокколи мне отказали, ибо не англичанин я!". На что Лукас заметил что-то вроде: "Да сдался тебе этот Бонд. Сказки снимают с лазерами-шмазерами из часов, вот лучше посмотри, что я накорябал". Спилберг креатив заценил, заменив только фамилию главного героя на "Джонс", чтобы звучало не слишком-то по-американски
Тут, как говорится, и понеслось.
Как готовили фильм
Подготовка сценария к фильму началась примерно в то же время, что и съемки V эпизода "Звёздных войн", так что команда у фильма собралась примерно та же. Лукас, ненавидящий писать сценарии, пригласил в качестве сценариста Лоуренса Каэздана, вместе с которым и прорабатывал историю поисков Ковчега Завета. Вместе они продумывали героев, ситуации, отдельные сценарные и визуальные решения. Именно благодаря этим мозговым штурмам в фильме появились катящиеся валуны, обезьяна, отдающая нацистское приветствие и сцена встречи Индианы с Мэрион в Непале.
За время работы накопилось сто страниц стенограммы этих посиделок, на переработку которых ушло полгода. Много идей, кстати, было отброшено, например доктор Тот должен был быть с механической рукой, а одним из трюков должен был стать прыжок из самолета в реку. Впрочем, большую часть отложенного использовали в последующих частях.
После того, как в 1979 году "Империя наносит ответный удар" ушла на пост-продакшен, Лукас и Спилберг, имея на руках готовый сценарий, начали обивать пороги голливудских студий в поисках финансирования. Те, впрочем, не сильно спешили давать зеленый свет картине, опасаясь того, что та будет слишком дорогой и не слишком-то успешной (прямо как предыдущий фильм Спилберга "1941"). Кроме того, многих возмущало то, что снятый фильм и большая часть сборов должна перейти хитрым создателям картины (а они как в воду глядели).
Впрочем, в студии Pаramount нашлись рисковые ребята и будущая картина нашла свой приют именно там. Впрочем, на студии обязали Лукаса и Спилберга снять как минимум ещё четыре картины франшизы, так что можно сказать, что на хитрые попы создателей нашёлся свой болт с резьбой.
Любопытно то, что сначала Лукас не хотел брать в фильм Харрисона Форда, мотивируя это тем, что опасается за карьеру актера, который может стать "тем парнем, что участвует в каждой моей картине". Поэтому поначалу исполнителем главной роли создатели видели Тома Селлека - звезду американских детективных сериалов. Тот по типажу был весьма похож на Форда, но был несколько более атлетичен. Однако в последний момент выяснилось, что контракт Селлека на съемки в сериале "Частный детектив Магнум" не позволяет ему участвовать в других проектах. Поэтому Спилберг уговорил Лукаса всё-таки взять Харрисона Форда на главную роль.
Как снимали фильм
Съемки начались в июне 1980 года и охватили собой практически все части света. Первыми снимали сцены с субмариной, для которых пришлось арендовать бывшую германскую базу подводных лодок в Ла-Рошели (ну и подводную лодку до кучи). Далее съемки переместились в Англию, где снимали сцены в баре Мэрион, начальные сцены фильма и приключения главных героев в Колодце Душ.
Основные съемки прошли в Тунисе, который был достаточно хорошо известен Лукасу по "Новой надежде". Там, впрочем не обошлось без неприятностей - то вся съемочная группа подхватит дизентерию, то навалится чудовищная жара, то в кадре появляется недостаточно много змей. В итоге благодаря этому в фильме появилась короткая, но примечательная сцена противостояния фехтовальщика и стрелка, которая изначально должна быть куда длиннее - Индиана Джонс должен был противостоять мечнику хлыстом, смекалкой и ловкостью, однако истощённый Форд предложил "просто застрелить засранца". Так в итоге и оставили, хотя кадры первоначальной битвы все-таки просочились в трейлеры.
Попали создатели и туда, где всё для фильма начиналось - на Гавайи, где сняли открывающую сцену фильма. Ну и разумеется, в США фильм тоже снимали - всё "вашингтонские" сцены фильма сняли в Сан-Франциско.
Всего фильм сняли за 73 дня, что было гораздо меньше запланированного срока.
Как восприняли фильм?
По всей видимости, любовь Лукаса к сериалам 30-40х годов разделял и массовый зритель. Фильм мгновенно окупился и стал одним из самых кассовых в истории кинематографа. Не обошлось и без престижных наград, в том числе четырех Оскаров (правда больше технических).
Фильм цеплял своей атмосферой тайны, непередаваемой харизмой главного героя и кучей мелких деталей, вроде страшного-страшного орудия пыток, оказывающегося простой вешалкой или изображений R2-D2 и C3PO на фоне. Кроме того в душу западала музыка Джона Уильямса, узнаваемая если не с первой, то со второй ноты точно.
Ну и куча крутых трюков, полеты на кнуте и без него, классные ситуации и отличный юмор - всё это сделало "В поисках пропавшего ковчега" классикой мирового кинематографа и первым фильмом "археологического" жанра, за которыми последовали Лары Крофт, "Мумии", "Сокровища нации" и всяческие "Библиотекари".
Ну а Харрисон Форд смог сделать то, что не смогли его коллеги по Звёздным войнам - отделаться от роли Хана Соло и уйти в свободное плавание по волнам голливудского кинематографа.