Найти в Дзене

Каким был "Индиана Джонс: в поисках утраченного ковчега"?

Сегодня в моей ленте проскочила новость о том, что Индиана Джонс был признан (читателями журнала "Empire") величайшим героем кино. По словам читателей, персонаж Харрисона Форда радовал и вдохновлял их своими приключениями, в чем я не могу не согласиться. Для меня фильмы про Индиану Джонса стали одними из самых любимых картин детства, да и сейчас я не прочь пересмотреть один из них на досуге. И сегодня хотелось бы поговорить о том, каким был первый фильм серии - "В поисках утраченного ковчега". Кстати, на канале есть ещё несколько ностальгических обзоров: Терминатор Терминатор-2 Робокоп Перл-Харбор Немного о создании героя Собрались как-то Степан Арнольдович и Георгий Уолтонович Стивен Спилберг и Джордж Лукас. Шёл 1977 год, первый совсем недавно снял "Близкие контакты третьей степени, а второй только-только прогремел на весь мир со своими "Звёздными войнами". Оба режиссера были молоды, полны идей и достаточно сумасбродны, чтобы продвигать всякую дичь. Кроме того, у Лукаса в кармане леж
Оглавление

Сегодня в моей ленте проскочила новость о том, что Индиана Джонс был признан (читателями журнала "Empire") величайшим героем кино. По словам читателей, персонаж Харрисона Форда радовал и вдохновлял их своими приключениями, в чем я не могу не согласиться. Для меня фильмы про Индиану Джонса стали одними из самых любимых картин детства, да и сейчас я не прочь пересмотреть один из них на досуге.

И сегодня хотелось бы поговорить о том, каким был первый фильм серии - "В поисках утраченного ковчега".

Кстати, на канале есть ещё несколько ностальгических обзоров:

Терминатор

Терминатор-2

Робокоп

Перл-Харбор

Немного о создании героя

Собрались как-то Степан Арнольдович и Георгий Уолтонович Стивен Спилберг и Джордж Лукас. Шёл 1977 год, первый совсем недавно снял "Близкие контакты третьей степени, а второй только-только прогремел на весь мир со своими "Звёздными войнами". Оба режиссера были молоды, полны идей и достаточно сумасбродны, чтобы продвигать всякую дичь. Кроме того, у Лукаса в кармане лежали четыре рассказа о приключениях Индианы Смита - археологе в шляпе, с кнутом, револьвером и сумкой для противогаза, которые он написал в процессе работы над "Новой надеждой".

Картинка привлечения внимания для
Картинка привлечения внимания для

Образ героя складывался как некий трибьют американским приключенческим сериалам (и бульварному чтиву) 30-40 годов, фанатом которых был Лукас, и как некоторая компиляция образов реально существующих людей - так, например, поиски Ковчега Завета повторяют изыскания штурмбаннфюрера СС Отто Рана, археолога Вендила Джонса, который тоже искал ковчег завета (и носил такую же шляпу), и Хайрема Бингема, который прославился поисками затерянного города инков Мачу-Пикчу.

Кроме того, Лукас хотел сделать своего героя не просто каким-то супергероем, который раскидывает трех врагов одним ударом кулака, а остальных шести - выстрелом из револьвера (ах, нет, это потом тоже будет), отчего наделил своего бравого археолога удивительным недугом - боязнью змей.

И не поленился даже написать, откуда она взялась
И не поленился даже написать, откуда она взялась

И вот, в 1977 году, Спилберг задумчиво говорит Лукасу примерно следующее: "Старина, я хотел снять фильм про Джеймса Бонда, а эти Брокколи мне отказали, ибо не англичанин я!". На что Лукас заметил что-то вроде: "Да сдался тебе этот Бонд. Сказки снимают с лазерами-шмазерами из часов, вот лучше посмотри, что я накорябал". Спилберг креатив заценил, заменив только фамилию главного героя на "Джонс", чтобы звучало не слишком-то по-американски

Тут, как говорится, и понеслось.

Как готовили фильм

Подготовка сценария к фильму началась примерно в то же время, что и съемки V эпизода "Звёздных войн", так что команда у фильма собралась примерно та же. Лукас, ненавидящий писать сценарии, пригласил в качестве сценариста Лоуренса Каэздана, вместе с которым и прорабатывал историю поисков Ковчега Завета. Вместе они продумывали героев, ситуации, отдельные сценарные и визуальные решения. Именно благодаря этим мозговым штурмам в фильме появились катящиеся валуны, обезьяна, отдающая нацистское приветствие и сцена встречи Индианы с Мэрион в Непале.

Где только эта сцена не цитировалась...
Где только эта сцена не цитировалась...

За время работы накопилось сто страниц стенограммы этих посиделок, на переработку которых ушло полгода. Много идей, кстати, было отброшено, например доктор Тот должен был быть с механической рукой, а одним из трюков должен был стать прыжок из самолета в реку. Впрочем, большую часть отложенного использовали в последующих частях.

После того, как в 1979 году "Империя наносит ответный удар" ушла на пост-продакшен, Лукас и Спилберг, имея на руках готовый сценарий, начали обивать пороги голливудских студий в поисках финансирования. Те, впрочем, не сильно спешили давать зеленый свет картине, опасаясь того, что та будет слишком дорогой и не слишком-то успешной (прямо как предыдущий фильм Спилберга "1941"). Кроме того, многих возмущало то, что снятый фильм и большая часть сборов должна перейти хитрым создателям картины (а они как в воду глядели).

Впрочем, в студии Pаramount нашлись рисковые ребята и будущая картина нашла свой приют именно там. Впрочем, на студии обязали Лукаса и Спилберга снять как минимум ещё четыре картины франшизы, так что можно сказать, что на хитрые попы создателей нашёлся свой болт с резьбой.

Любопытно то, что сначала Лукас не хотел брать в фильм Харрисона Форда, мотивируя это тем, что опасается за карьеру актера, который может стать "тем парнем, что участвует в каждой моей картине". Поэтому поначалу исполнителем главной роли создатели видели Тома Селлека - звезду американских детективных сериалов. Тот по типажу был весьма похож на Форда, но был несколько более атлетичен. Однако в последний момент выяснилось, что контракт Селлека на съемки в сериале "Частный детектив Магнум" не позволяет ему участвовать в других проектах. Поэтому Спилберг уговорил Лукаса всё-таки взять Харрисона Форда на главную роль.

Как снимали фильм

Съемки начались в июне 1980 года и охватили собой практически все части света. Первыми снимали сцены с субмариной, для которых пришлось арендовать бывшую германскую базу подводных лодок в Ла-Рошели (ну и подводную лодку до кучи). Далее съемки переместились в Англию, где снимали сцены в баре Мэрион, начальные сцены фильма и приключения главных героев в Колодце Душ.

Основные съемки прошли в Тунисе, который был достаточно хорошо известен Лукасу по "Новой надежде". Там, впрочем не обошлось без неприятностей - то вся съемочная группа подхватит дизентерию, то навалится чудовищная жара, то в кадре появляется недостаточно много змей. В итоге благодаря этому в фильме появилась короткая, но примечательная сцена противостояния фехтовальщика и стрелка, которая изначально должна быть куда длиннее - Индиана Джонс должен был противостоять мечнику хлыстом, смекалкой и ловкостью, однако истощённый Форд предложил "просто застрелить засранца". Так в итоге и оставили, хотя кадры первоначальной битвы все-таки просочились в трейлеры.

-5

Попали создатели и туда, где всё для фильма начиналось - на Гавайи, где сняли открывающую сцену фильма. Ну и разумеется, в США фильм тоже снимали - всё "вашингтонские" сцены фильма сняли в Сан-Франциско.

Всего фильм сняли за 73 дня, что было гораздо меньше запланированного срока.

Как восприняли фильм?

По всей видимости, любовь Лукаса к сериалам 30-40х годов разделял и массовый зритель. Фильм мгновенно окупился и стал одним из самых кассовых в истории кинематографа. Не обошлось и без престижных наград, в том числе четырех Оскаров (правда больше технических).

Фильм цеплял своей атмосферой тайны, непередаваемой харизмой главного героя и кучей мелких деталей, вроде страшного-страшного орудия пыток, оказывающегося простой вешалкой или изображений R2-D2 и C3PO на фоне. Кроме того в душу западала музыка Джона Уильямса, узнаваемая если не с первой, то со второй ноты точно.

Ну и куча крутых трюков, полеты на кнуте и без него, классные ситуации и отличный юмор - всё это сделало "В поисках пропавшего ковчега" классикой мирового кинематографа и первым фильмом "археологического" жанра, за которыми последовали Лары Крофт, "Мумии", "Сокровища нации" и всяческие "Библиотекари".

Ну а Харрисон Форд смог сделать то, что не смогли его коллеги по Звёздным войнам - отделаться от роли Хана Соло и уйти в свободное плавание по волнам голливудского кинематографа.

А как вы относитесь к первому фильму об Индиане Джонсе? Делитесь вашим мнением в комментариях!