Достопримечательности Абхазии со сложной историей и туманным будущим
Как и обещала - II часть моего повествования об Абхазии и что следует о ней знать.
Яблоко раздора
Новоафонский монастырь был основан в конце 19 века у подножия Афонской горы русскими монахами при участии российского императора Александра III. В наши дни также капитально реставрировался за счет российских денег. Это одна из важнейших православных святынь и туристических достопримечательностей республики. Новый Афон является очень посещаемым и, как следствие, очень прибыльным местом.
В 2011 году в Абхазии произошел так называемый церковный раскол. Молодое поколение абхазского духовенства создало "Священную митрополию Абхазии" и обосновалось именно в Новоафонском монастыре. Митрополия пользуется поддержкой и симпатией, как общества, так и власти, хоть и открыто последняя это не оглашает. Митрополия требует решить вопрос каноническом статусе Православной церкви в Абхазии и образования полноценных институтов ее управления. Российская православная церковь не признает в принципе Абхазскую православную церковь, для РПЦ она – в составе Грузинской ПЦ.
Самой заметной фигурой "автокефального процесса" в Абхазии является иеромонах Дорофей (Дбар). Он образованный, активный, харизматичный, продвинутый, снимает видео, общается через социальные сети, читает лекции об истории Новоафонского монастыря, так, например, название одной из них – "Строился ли Новоафонский монастырь на деньги российского императора Александра III".
Русская церковь запретила в служении о. Дорофея (Дбар), запретила паломничества в этот монастырь и советует туристам не вносить пожертвования при посещении обители.
Как в России реагируют на раскол и "захват" Новоафонского монастыря? Российские власти стараются не ворошить эту тему. Но однажды я услышала, как русский депутат высказался публично: "Я могу представить себе разногласия церковные, которые на протяжении истории случались. Но, если вы, люди, которые уверены в своей правоте, ну, идите, проповедуйте в Абхазии, создайте свой храм и объединяйте своих, как это делал Иисус Христос, собрав людей там - на храмовой горе или еще где-то. Но это не значит же, что вы должны прийти в самый богатый дом и отнять его, и говорить, вот мы такие честные, абхазские священники, призываем за независимость абхазской церкви. Это просто некрасиво, нечестно и на самом деле диктуется совсем не желанием добиться независимости абхазской церкви, а желанием просто обрести источник дохода, с помощью которого манипулировать в том числе и своей паствой".
Страсти вокруг этого монастыря кипели еще очень давно. Так, поговаривают, что видный русский ученый-историк Юрий Воронов, который был убит в 1995 году в своей квартире в Сухуме, пытался подвести этот храм "под юрисдикцию" Русской православной церкви. Но его попытки не увенчались успехом.
Уже после признания Абхазии российские власти решили направить туда русского священника в качестве нового настоятеля Новоафонского монастыря. И вот это и стало спусковым крючком для раскола якобы внутри абхазских верующих.
Бедийский собор
История Бедийского собора насчитывает тысячелетие! При этом к нему не идут толпы паломников и туристов. Локация святыни красивейшая - храм обособленно стоит на горном плато над селом Бедия, к востоку от Сухума.
Как отмечают историки, этот храм по сути первый и самый яркий памятник нового стиля, новой эпохи, когда в последнюю четверть 10 века Абхазское царство окончательно оформилось в общегрузинское феодальное государство.
Храм построен в честь иконы Влахернской Богоматери абхазским царем Багратом III, который унаследовал Абхазское и Картлийское царства и стал первым царем объединенного государства. Строительство храма завершилось в 999 году.
Сведения об истории храма стали известны из древнегрузинских надписей на стенах собора, а также из надписи на знаменитой бедийской золотой чаше, которая сейчас хранится в Грузии.
Этот храм поражал даже европейцев. Так в конце 19 века итальянская исследовательница Карла Серена, которая путешествовала по Абхазии и застала руины храма, написала: "Нет предела удивлению при встрече в этой дикой и отсталой провинции с подобным архитектурным шедевром, свидетелем исчезнувшей цивилизации".
Вопрос о возрождении Бедийского собора ставил в 1912 году епископ Сухумский Андрей (в миру –князь Ухтомский), он даже организовал к нему массовое паломничество. В 1924 году монастырь был закрыт.
Говорят, что Баграт в самой восточной стороне объединенного государства не пользовался поддержкой, поэтому и завещал похоронить себя в Бедийском соборе. Официально, до сих пор точное место его могилы не известно. А она могла бы многое рассказать. Однако ходят слухи, что на месте храма орудовали "черные копатели". Кто знает, может, такое важное для науки и истории наследие уже утеряно…
Я задавалась вопросом, почему Бедийский храм с такой древней, священной историей не стал центром притяжения абхазских верующих. Почему здесь нет служб, священнослужителей, паствы. Почему такой активный, продвинутый, пользующийся популярностью человек, как Дорофей, не обратил свой взор на этот храм. Не привлекает свою паству для восстановления этой святыни, благоустройства ее территории, сохранения того, что осталось? Почему он выбрал Новоафонский монастырь?
"Создайте свой храм и объединяйте своих, как это делал Иисус Христос, собрав людей там - на храмовой горе или еще где-то". Согласитесь, Бедийский храм - идеальное место для этого.
Ну, а если быть откровенным, ответ совершенно очевидный. Абхазы не хотят допустить распространения и укрепления русского влияния, в том числе и через церковь. А "легально" это можно было сделать через Новоафонский монастырь.
И, наконец, крепость
Есть еще одна замечательная достопримечательность в Абхазии. Правда, о замечательности этого места трудно догадаться по одному только виду. Так, гуляешь по набережной, потом видишь какие-то развалины, которые рассеяны даже по морю. А это, между прочим, обломки грандиозного оборонительного сооружения – крепости Сухум-кале, основанной задолго до событий XIX века, о которых и пойдет речь.
Именно на этом самом месте в начале 19 века "столкнулись интересы" двух империй - Российской и Османской.
Абхазию в то время раздирали феодальные распри. Один из абхазских князей - Келеш-бей сумел при поддержке турок разгромить наиболее непокорных феодалов и сосредоточил в своих руках управление всей Абхазией.
Затем Келеш-бей решил отказаться от "дружбы" с турками и стал просить российского подданства.
При этом значительная часть абхазского общества оставалась под влиянием Османской империи. Так, протурецки настроенным был старший сын Келеш-бея - Аслан-бей. Плюс ко всему он был лишен статуса наследника.
Поначалу российское правительство проявляло осторожность в переговорах с владетелем Абхазии Келеш-беем, так как боялось осложнений во взаимоотношениях с Османской империей. Российским властям такие осложнения были невыгодны накануне войны с Наполеоном I.
А тем временем Аслан-бей, вооруженный и подстрекаемый турками, убил своего знаменитого родителя, занял крепость и объявил себя владетелем Абхазии и вассалом турецкого султана. А младший сын и наследник Келеш-бея - Сафар-бей попал в изгнание. Он, как и его отец, стал просить российского подданства.
Весной 1809 года турецкий султан разорвал перемирие и провозгласил возобновление войны с Российской империей. Между тем, в 1810 году Сафар-бей был принят в российское подданство. Александр I назначил ему жалование в 2,5 тысячи рублей серебром в год, а его княгине – 1,5 тысячи рублей в год.
Вскоре русские взяли крепость. Так из Сухум-кале были изгнаны турки, которые почти 2,5 века господствовали здесь.
"Взятие Сухум-кале являлось не столько победой Сафар-бея над своим братом, а сколько победой России над Турцией в борьбе за Абхазию", - писал абхазский историк Георгий Дзидзария.
Взятие этой крепости было одним из пунктов в общем плане по укреплению положения Российской империи на восточном побережье Черного моря.
Историк Агумаа писал: "Этот уникальный памятник требует защиты и дальнейшего исследования". Возникновение самого города Сухума вообще относится к VI веку до н.э.
P.S.
На моем канале в YouTube - "Света Орлик" - есть видеоролики, посвященные Бедийскому собору, "городу-призраку" Акармаре, Анакопийской крепости, Сухумскому порту...
Первая часть об Абхазии: https://zen.yandex.ru/media/id/5a96b871168a91626fe6c42c/o-chem-stoit-znat-esli-edesh-v-abhaziiu-5ede226f4ecd9312b60ffe4a
Итоговый "фильм" про республику