Многие люди порой задаются вопросом "как правильно критиковать человека и при этом не обидеть его?". Ответ есть, но для начала нужно разобраться для чего мы критикуем.
Наша цель - сделать так, чтобы какое-то поведение человека изменилось. Поэтому, когда мы его критикуем, он должен чувствовать и понимать, что критика направлена не на самого человека в целом, а на отдельные фрагменты поведения.
Какими средствами это можно достичь?
Во-первых: не стоит говорить слова "никогда", "всегда", очень расплывчато и обобщенно говорить о человеке.
Во-вторых: не стоит давать свою интерпретацию его поведения, тем более, в виде негативной оценки. Например: "ты вечно делаешь все не так".
Вместо этого
1. Нужно говорить о конкретных фактах в поведении, которые вызвали негативный эффект и имеют, в первую очередь, для него самого негативные последствия. Например: "на прошлой неделе я попросила тебя забрать детей из школы, ты этого не сделал".
2. Не стоит передавать вербально или невербально агрессию в тот момент, когда вы критикуете. Потому что в таком случае человек только обидется, замкнется и даже специально из чувства мести не будет к вам прислушиваться.
3. Чем быстрее критика произойдет от момента поведения, тем эффективней.
Если вы критикуете через неделю, месяц, полгода когда человек что-то сделал, то, конечно, эффект будет гораздо меньше, чем если вы сразу скажете об этом.
4. Обязательно нужно критиковать наедине. Не следует позорить человека при третьих лицах.
5. Когда мы критикуем другого человека, мы называем все плюсы и достоинства его поведения и только потом мы называем все недостатки, минусы и негативные последствия этого поведения.
И самое главное, мы должны предлагать альтернативу. Человек не дурак, он делает что-то, потому что не знает как это делать по-другому и вот это вы должны ему сказать. Предложите ему более разумное и рациональное поведение, которое вы бы хотели, чтобы человек приобрел взамен того, которое вы критикуете.
Критикуешь - предлагай!
Если вам понравилась статья - поставьте лайк!