Среди русских народных промыслов лаковой миниатюрной живописи на изделиях из папье-маше, таких как Федоскино, Палех, Холуй, отдельное место занимает Мстёрская миниатюрная живопись. Мстёра, некогда слобода, а ныне поселок городского типа, расположена в одном из красивейших мест Владимирской области. С 17-го века это поселение славилось иконописцами и реставраторами. Мстёрский мастер мог безошибочно распознать подлинную старину среди закопченных иконных досок, расчистить позднейшие записи до «живого» слоя и воссоздать открывшееся изображение.
Также мстёрские иконописцы создавали иконы под старину. Заказчики икон, преимущественно богатые старообрядцы, оговаривали, в каком именно стиле следует писать — в «московском», «греческом», «новгородском» или «строгановском». Учитывая вкусы заказчика, мстёрский мастер сохранял некоторые внешние признаки древнего иконного письма в технике исполнения, колорите, трактовке пейзажа и архитектуры. В остальном же (характеристики святых, композиционное размещение персонажей) мастер полностью полагался на свою фантазию. В икону тем самым проникал реализм, близкий народному лубку. Этот реализм был еще более заметен в иконах, рассчитанных на широкий рынок или сделанных «от себя», в которых святой обычно изображался на фоне пейзажа со стадами, путниками и зверями.
Относительная свобода в пределах иконописных традиций во многом облегчила мстёрским художникам творческие поиски после установления советской власти. Писать иконы больше нельзя было. Нужно было искать какое-то новое направление, которое бы соответствовало духу времени. В 1919 году мастера образовали «Союз мстёрских иконописцев и всех реставраторов и лиц, соприкасающихся с иконописью», через два года — «Кооперативно-промысловую артель народной живописи по дереву», в которой делали примитивную деревянную мебель и писали масляными красками картины-коврики на вкус непритязательного покупателя. И только в 1930 году живописцы, выделившиеся в самостоятельную артель «Пролетарское искусство», пришли к искусству лаковой миниатюры.
Технология производства лаковых изделий из папье-маше была заимствована мстёрцами у мастеров Федоскина. В общих чертах она такова: полосы картона промазывают клейстером, наматывают на деревянный или металлический каркас, прессуют, сушат. Это — основа будущих изделий. Прессуют пластинки для донышек и крышек. Заготовки пропитывают льняным маслом и после закалки в сушильных шкафах тщательно обрабатывают, грунтуют и лакируют. Получаются изящные коробочки, шкатулки, ларчики, папиросницы, игольницы, пудреницы, покрытые черным лаком снаружи и алой киноварью внутри. Крышки этих изделий украшают яркой миниатюрной росписью и золотым орнаментом.
Мстёрские художники пишут темперными эмульсионными красками, позволяющими добиваться ювелирной тонкости изображения и почти эмалевого звучания цвета после лаковой обработки. Мстёрские миниатюры прежде всего привлекают своей особой живописностью. Сказка, былина, исторический сюжет, современность предстают у мстёрцев в романтическом и поэтическом освещении. На изделиях мстёрских мастеров часто можно увидеть народный лубок, древнерусские миниатюры, картины русских и западно-европейских художников, персидскую живопись.
Особым источником вдохновения для мстёрцев всегда была окружающая природа. Песчаные излучины судоходной Клязьмы, поемные луга с бесчисленными ручейками, столетние вязы вдоль речки Мстёрки, протекающей у подножия холма, дальние деревни с яркими крышами и синь лесов — все это также отражается в мстёрских миниатюрах.
Произведения мстёрцев получили самое широкое признание среди соотечественников и пользовались неизменным успехом на различных отечественных и международных художественных выставках.
Спасибо, что прочли статью до конца!
Поддержите нас лайком, подпиской на канал «Лавка старины» и репостом в социальных сетях!
Мы будем стараться, чтобы наши публикации были вам интересны!