Из истории христианского летоисчисления.
Каждый Новый Год мы читаем в интернете восторженные вопли альтернативно одаренных пользователей на тему «Нашей планете исполнилось две тысячи с чем-то лет, ура!», недоумевая, чему этих людей учат в школе. Но давайте честно: если кто-то из них, считающих, что планета Земля образовалась ровно 1 января теперь уже 2020 лет назад, спросит «А почему тогда сейчас наступает 2020 год?»…. Что Вы ответите?
Сможет ли умный и образованный читатель объяснить, почему он так уверен, что Иисус Христос родился именно 2020 лет назад? И зачем вообще люди стали считать годы от его рождения?
КОГДА ЛЕТОИСЧИСЛЕНИЕ СТАЛО ХРИСТИАНСКИМ?
Начнем, пожалуй, со второго вопроса. Кое-кто об этом не подозревает, но текущая дата на нашем календаре – это не объективная физическая величина вроде продолжительности суток или года, а всего лишь обычай, причем не такой древний, как может показаться. И вообще, в мире всегда существовали и до сих пор существуют параллельно несколько летоисчислений. О них расскажу в отдельном материале.
Те, кто верит Библии буквально, подумайте: вряд ли пришедшие к яслям младенца Иисуса волхвы сказали друг другу: «Ну что же, сегодня будет первый день первого года!». Те же, кто предпочитают научную картину мира, возможно, знают, что историки, в целом, сходятся на том, что некий человек, которого мы называем Иисус, казненный римской администрацией Иудеи, действительно мог существовать. Ирод Великий, император Тиберий, иудейский прокуратор Понтий Пилат – реально жившие исторические личности, так что тут Евангелия совпадают с известными историческими фактами.
Однако дело в том, что даже после предполагаемого распятия никто, конечно же, ни на какое новое летоисчисление не перешел. Да и с чего бы? Реальный или гипотетический, Иисус родился, жил и умер в пределах Римской империи, где было принято летоисчисление ab urbe condita, то есть от основания Рима. Оставим в данном случае в стороне вопрос, откуда именно и насколько точно римлянам была известна дата основания их столицы. Но по римскому календарю условный год рождения Иисуса должен был быть 753 от основания города – именно так в то время, как и в последующие пятьсот лет, считали годы жители империи.
И еще много веков после Христа основная масса жителей Европы, в том числе и сами христиане, не задумываясь, пользовалась зарекомендовавшим себя римским летоисчислением. Эта практика настолько прижилась, что даже и после падения империи в 476 г. н.э. во многих местах Европы счет все еще велся от основания Рима.
Параллельно было принято считать годы правления императоров: например, эра Диоклетиана, когда отсчет велся с начала правления этого императора в 284 году н.э. После этого – по годам правления отдельных королей, то есть в каждом королевстве по-своему. А еще христиане считали годы по еврейскому исчислению, от Сотворения мира. Путаница была ужасная.
Да, сейчас в это очень трудно поверить, но очень долгое время деятельность Иисуса вообще не считалась в Европе чем-то настолько поворотным, чтобы вести от нее счет годам. И никого, собственно, не волновало, когда именно он родился. Первые 500 лет Христос был, откровенно говоря, не особенно известен – лишь один из множества богов, причем даже не самый популярный. И христиан поначалу тоже было не так уж и много.
Не стоит думать, что вся Европа одномоментно и массово крестилась в 380 году, когда император Феодосий объявил христианство государственной религией Римской империи. Множество народов исповедовали другие, более старые религии, так что – христианство распространялось медленно. На территорию современной Франции оно более или менее массово пришло только после 500 года, при Хлодвиге, Германии – после 800 года, при Карле Великом, в Восточную Европу, включая Русь – с 800 по 900 годы, а Скандинавию крестили только в XI-XII веках.
Так что даже как-то удивительно, что первые упоминания имени Иисуса при указании даты относятся уже ко II веку. Додуматься до такого могли, конечно, только монахи. В житие мученика св. Поликарпа сведения о дате его мученической смерти включают в себя название месяца, день, час, день недели, имена тогдашних первосвященника и проконсула, а также фразу «во время вечного правления Господа нашего Иисуса Христа».
Идея пользоваться счетом от рождения Иисуса на «официальном уровне», то есть применительно к церковным документам, принадлежит монаху Дионисию Малому, который в 525 году при расчете пасхальных таблиц для папы Иоанна I предложил отказаться от диоклетианова летоисчисления. Он находил неправильным, что счет годам ведется от языческого императора-безбожника, и предложил как начальный пункт рождение Иисуса. Эта светлая идея родилась через целых полтысячелетия после Христа!
Впрочем, во времена Дионисия новое летоисчисление все равно не прижилось. Понадобилось еще двести лет, чтобы о нем вспомнил английский монах Беда Достопочтенный и использовал при написании «Церковной истории английского народа», завершенной к 731 году. Беда также был первым, кто ввел счет также и до рождества Христова. Например, он писал, что Цезарь пришел в Англию за 60 лет до Христа.
По его примеру многие средневековые ученые – тоже монахи, естественно – стали использовать новое летоисчисление. Но пока что о нем знал только узкий круг людей, умеющих читать и по долгу службы имеющих дело с летописями. Поскольку до XVI века читать вообще мало кто умел, а системы школьного образования возникли в XVIII веке, об этом важном достижении в хронологии большинство европейцев тогда так и не
узнало. Люди считали время по годам правления своих королей, римские папы считали годы собственного понтификата, многие использовали еще старый римский календарь.
Всеобщее распространение в повседневной жизни Европы нынешнее летоисчисление получило лишь в период с 1000 по 1300 годы, более чем через 1000 лет после Христа! Даже римская католическая церковь начала официально использовать его лишь около 1060 года. Во многих местах оно утвердилось не ранее XII века.
А ведь IX век – уже конец эпохи Карла Великого. В конце X века крещена Русь. XI век – время Вильгельма Завоевателя, раскола христианской церкви на католическую и православную, в конце XI века начался первый крестовый поход. XII век – Фридрих Барбаросса, Ричард Львиное сердце, расцвет рыцарства, трубадуры, начало строительства готических соборов. Удивительно, история христианской Европы идет полным ходом, а такая, казалось бы, само собой разумеющаяся практика, как подсчет лет от рождества Христова, только начинает распространяться!
В этом нет ничего удивительного. Насколько обычному крестьянину или горожанину необходимо знать, сколько лет назад родился Иисус? Как это ему поможет в жизни? Простому человеку, не умеющему читать и с историей знакомому лишь в виде сказаний о героях, битвах, подвигах или бедствиях, вовсе необязательно было точно знать, когда именно что произошло. Да и исторической науки еще не было.
При этом средневековый человек вполне умел считать свой возраст и возраст своих близких. Знал, сколько лет назад произошли важные события в его городе. Сколько лет правит король, и, возможно, сколько правил предыдущий. Но такая, на наш взгляд, очевидная вещь, как единая хронология всех исторических событий, в круг его интересов просто не входила. Этим занимался узкий круг специалистов. Даже сегодня, если смотреть объективно, для большинства людей это знание не является необходимым условием для выживания. Более того, миллионы наших современников вполне успешно без него обходятся.
КОГДА РОДИЛСЯ ИИСУС?
Но вернемся в Европу. XIII век. Продолжается эпоха рыцарства. В Англии подписана Великая хартия вольностей. Тевтонский орден обосновался в Пруссии. Римские папы могущественны, как никогда. Математик Фибоначчи привозит в Европу арабские цифры. В Париже и Болонье основывают первые университеты. В Германии и Франции строятся знаменитые готические соборы. А хронисты, наконец, озаботились задачей построения непрерывной хронологии правления всех королей и пап. Той самой, которую мы – с некоторыми корректурами – знаем сегодня.
При этом они используют летоисчисление от рождества Христова, в полной уверенности, что знают, какой на дворе год. Однако оказывается, что год рождения Иисуса до сих пор точно не вычислен! Данные Дионисия Малого, возможно, неточны, а ведь это краеугольный камень всей хронологии….
И тут я снова задам первый вопрос: почему Вы так уверены, что Иисус Христос родился именно 2020 лет назад?
О существовании Иисуса как реального человека нам сообщает ряд древних источников, из которых следуют разные годы его рождения. В конце концов, хронистам пришлось ориентироваться на совместное упоминание Иисуса, иудейского царя Ирода и римского императора Октавиана в евангелии от Луки. Они сопоставили все известные годы правления императоров, королей и пап и смогли выстроить непрерывную обратную хронологию – от их времени к Христу.
И тут выяснилось, что Дионисий действительно ошибся, причем, как минимум, на четыре года. Потому что царь Ирод, которому приписывается идея избиения младенцев – общеизвестного эпизода в христианской традиции – умер в 4 году до н.э. Вот это сюрприз! А если предположить, что Иисус родился даже не в год его смерти, а еще раньше…
И когда уже современные ученые попытались выяснить, чем же могла быть на самом деле Вифлеемская звезда, опасения хронистов еще раз оправдались. Есть несколько версий: комета, взрыв сверхновой, различные соединения планет и звезд. Но все эти астрономические события происходили в промежутке между 12 и 2 годами до н.э.
Однако, поскольку вся хронология была уже просчитана, а дата на календаре – привычна, устоявшуюся дату рождения Христа решили не менять. Вот и выясняется, как бы парадоксально это не звучало, что Иисус Христос родился примерно между 7 и 4 годом до рождества Христова.
ДАТЫ СОТВОРЕНИЯ МИРА?
Следующим шагом хронисты решили ретроспективно просчитать всю хронологию событий от Иисуса до сотворения мира. И это оказалось невозможным. Если время на рубеже эр было хоть как-то документировано в римских хрониках, то по более ранним периодам источник в то время существовал только один – Библия.
А Библия – это не та толстая книга с крестом на обложке, которую сегодня можно купить в магазине. На самом деле, это довольное обширное собрание рукописей, написанных разными авторами, в разное время и на разных языках. Многие из них переводились несколько раз, какие-то детали и факты были при этом утеряны. Между отдельными текстами имеются противоречия, и это даже после того, как церковь исключила наиболее несовпадающие с остальными тексты из числа канонических. Да и в целом Библия – никак не историческая хроника, а религиозное произведение, чьи авторы об исторической точности не очень заботились.
Что же оказалось? Если брать старый еврейский календарь, то мир был сотворен за 3761 год до Христа. Ранние христианские хронисты, такие как Евсевий Кесарийский и Иероним Стридонский, в IV веке вычислили еще одну дату сотворения мира - 5200 минус 1 год до Христа. В Византии считалось, что мир был создан 5501, 5508 или 5509 лет до Иисуса (в России до календарной реформы 1700 года использовался вариант 5508 лет). Беда Достопочтенный рассчитал свою дату сотворения мира - 3952 года до Христа. В 1583 году Иосиф Скалигер по заданию папы Григория XIII, того самого, что ввел григорианский календарь, снова попытался это сделать, получилось 3950 лет до Иисуса. Через 70 лет англиканский теолог Джеймс Ашшер получил цифру 4004 года до рождества Христова.
Всего дат получилось более двухсот! И какой из них верить? В конце концов, хронисты решили с ними больше не мучаться, и просто разделили историю на период до и после рождества Христова, больше не заботясь о дате сотворения мира. А сегодня наука предлагает свои варианты приблизительного возникновения Земли и Вселенной.
…
В заключение, возвращаясь к распространению христианского летоисчисления в мире, назову несколько фактов. Последними в Западной Европе официально на него перешли Португалия в 1422 году и королевство Наварра ближе к 1500 году. Еще двести лет после этого понадобилось России, прежде чем оно было введено с 1700 года Петром I. Колонизируя Америку, Индию, Азию и Африку, европейцы ввели христианский календарь в своих колониях. Самыми последними христианское летоисчисление начали использовать Япония, Китай и Турция, причем во всех случаях параллельно с местными календарями. А в некоторых странах мира им и вовсе не пользуются.