Давно ли вы гуляли по Москве? А по следам Булгакова? Мне посчастливилось это сделать в хорошей компании – вместе с участниками экскурсии «Рукописи не горят: Булгаков-Гоголь». Именно за разработку этой экскурсии Егор Владимирович Сартаков был назван лучшим гидом Москвы 2019 года по версии Русского географического общества. Егор Сартаков – доцент факультета журналистики МГУ, кандидат филологических наук, литературовед. Каждую неделю он проводит несколько лекций и экскурсий в Москве и Санкт- Петербурге, которые пользуются невероятной популярностью.
Центр столицы. Большая Садовая улица дом 10. Тучи заволокли небо, накрапывает мелкий дождик. Я еще выше натягиваю шарф, прячась от промозглого ветра. На часах без пяти 11. У входа в музей Булгакова уже собралась группа людей разных возрастов. Недалеко от меня девушки лет двадцати ведут увлеченный диалог. По их разговору я сразу же понимаю, что они студентки Егора Владимировича, – предметом обсуждения стал экзамен по российской журналистике в 4 семестре.
Звонкий голос заставил всех обернуться: «Здравствуйте! Все в сборе? Тогда мы можем начинать, друзья. Погода не случайно поменялась, ведь наш сегодняшний разговор посвящен человеку, который любил именно такую погоду». Путешествие по булгаковской Москве начинается с упоминания «подлинно нехорошей квартиры» No 50 в 5-й парадной, куда в 1921 году заезжает писатель. «Гнусная квартира гнусного дома» позже будет описана в романе «Мастер и Маргарита»: здесь будет жить директор «Варьете» Лихадеев, и именно сюда отправится Воланд вместе со своей свитой. Сразу после публикации романа 5-ая парадная стала культовым местом. Москвичи потянулись сюда и стали исписывать ее цитатами из «Мастера и Маргариты».
Экскурсовод заканчивает свой рассказ об этом арт-объекте, и одна из слушательниц предлагает нашему гиду сделать совместную фотографию. Он любезно соглашается. Надо отметить, Егор Владимирович очень дружелюбно общается со своими слушателями. Во время наших передвижений с одного объекта на другой он не молчит, а занимает всех интересными историями, отвечает на всевозможные вопросы, шутит.
Мы начинаем движение к следующей точке нашего маршрута по следам Булгакова и Елены Сергеевны Шиловской, его будущей жены. Однажды ночью писатель срочно позвал свою возлюбленную на улицу, и они вместе направились на Патриаршие пруды. «Ночь. Полная луна. Михаил Афанасьевич подводит ее к вот этой третьей лавочке и загадочно произносит: «Здесь он впервые их встретил». Елена Сергеевна ничего не понимает: кто он, кого их. Но мы с вами, конечно же, понимаем, что роман начинается именно здесь», – эмоционально рассказывает Егор Владимирович, активно жестикулируя, как бы изображая удивление Елены Сергеевны.
Далее экскурсовод обращается к истории и отвечает на довольно сложный, по его словам, вопрос: почему роман начинается именно здесь. «Патриаршими» пруды стали называться сравнительно недавно. До этого они были не прудами, а болотами, и этот район Москвы назывался Козьим болотом – место выпаса и водопоя всех московских коз. Раздался возглас из толпы: «А! Поэтому Козихинские переулки!». Гид одобрительно кивает: «Именно. А мы с вами знаем символом кого является козел».
Одна из студенток запальчиво спрашивает, узнал ли муж Елены Сергеевны о ее связи с Булгаковым. Егор Владимирович отвечает, что, конечно же, все тайное становится явным. Муж об этом узнал. В итоге было принято решение навсегда расстаться. Но спустя полтора года по воле случая Булгаков встречается с Еленой Сергеевной, и они буквально хором произносят одну и ту же фразу: «Я не могу без тебя». Булгаков взял наган и отправился с ним к мужу Елены Сергеевны. Он положил перед ним этот наган и сказал: «Ты можешь меня убить, но я не могу без нее. И она не может без меня». Выдержав небольшую паузу, наш экскурсовод задумчиво продолжает: «И дальше в дневнике Булгакова есть запись: «Крепостное право отменили в 1861 году». Экскурсанты начинают задумчиво перешептываться. Очевидно, эта фраза поставила их в тупик. Кто-то с недоумением спрашивает, где здесь связь. «Сложно», – слышится из толпы. Студентки же самодовольно улыбаются. Думаю, они знают правильный ответ. «Связь прямая. Она же не крепостная, чтобы муж не мог ее отпустить», – улыбаясь, говорит гид.
Путешествие по булгаковской Москве продолжается. Счет времени теряется. Как все- таки важно, чтобы экскурсовод рассказывал о том, что ему действительно интересно, ведь этот интерес передается и зрителю. После экскурсии я задаю несколько вопросов Егору Владимировичу.
Вы стали лучшим гидом Москвы. Дало ли Вам это какой-то толчок в Вашей профессиональной деятельности?
– Нет, не дало. Для меня это была форма развлечения. Дело в том, что не я стал инициатором, на меня вышли журналисты с телеканала «Москва 24» и предложили поучаствовать в этом конкурсе. Я согласился.
Как Вы совмещаете экскурсии и преподавательскую деятельность?
– Мне представляется, что одно довольно похоже на другое, потому что и экскурсии, и преподавательская деятельность – это форма публичного действия, спектакль. Кроме того, экскурсии у меня только писательские, то есть это все взаимосвязано.
Вы специализируетесь на творчестве Гоголя. Почему тогда для конкурса решили выбрать экскурсию по Москве Булгакова?
– Потому что есть безусловная связь между Гоголем и Булгаковым. И Булгаков эту связь точно чувствовал. Не случайно я заканчиваю экскурсию у памятника Гоголю на Никитском бульваре.
Патриаршие пруды сейчас едва ли не самое модное место в Москве. Связано ли это как- то с Булгаковым?
– Нет, не думаю. Хотя, если вспомнить концепцию «гений места» и если выбирать «булгаковское место» в Москве, то, конечно, гением места он является на Патриарших. Все помнят, как начинается «Мастер и Маргарита»: «... в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина».