После непродолжительной прогулки по Кимрам я отправился дальше в путешествие по Тверской губернии. Дважды в день (расписание с московской электричкой, естественно, не согласовано) из Савелово отправляется поезд региональных линий эконом-класса в Калязин – старинный русский городок на берегу Волги.
В 180 км от Москвы на юго-восточной окраине Тверской области затерялся провинциальный город Калязин. Первые упоминания в летописях об этом поселении (Никола на Жабне) относятся к XII веку; в 1468 году город посетил тверской купец, путешественник Афанасий Никитин. В XVIII—XIX веках Калязин был крупным торговым и промышленном центром, что отразилось на внешнем облике города.
Центр Калязин изобилует купеческими особняками в стиле классицизма и барокко, причудливо украшенными лепниной фасадами и замысловатыми оконными наличниками.
Отрадно, что некоторые из них восстановлены и активно эксплуатируются. Однако, большинство памятников находятся в аварийном состоянии.
Я был в Калязине в 2010 году, и кажется, за последние 10 лет в нем ничего не изменилось, а только наоборот...
В 2012 году город лишился прекрасного деревянного особняка начала ХХ века, служившим железнодорожным вокзалом. 17 декабря в нем вспыхнул пожар, который полностью поглотил постройку. Что возвели на его месте сейчас... ох, слабонервным не смотреть.
Естественно, виновных не нашли, а дело замяли за истечением срока давности. Наверное, это из-за того, что еще не была принята поправка в Конституцию о защите исторической правды...
В инстаграмных кругах Калязин известен, прежде всего, своей уникальной колокольней и выразительными купеческими особняками.
Колокольня была построена в 1800 году для Никольского собора бывшего Николо-Жабенского монастыря. В 1940-х годах начались работы по искусственному расширению Волги, созданию Угличского водохранилища и строительству нескольких ГЭС. В результате старая часть Калязина оказалась затопленной, собор взорвали, а колокольню оставили в качестве маяка – как только по Волге вновь пустили баржи, выяснилось, что все прочие ориентиры использовать невозможно из-за крутого изгиба русла в этом месте.
В конце 1980-х фундамент колокольни укрепили, а вокруг насыпали небольшой искусственный остров. В 2016 году на ней установили новые колокола – теперь летний Верхневолжский крестный ход, начинающийся в Осташкове, заканчивается именно у колокольни Калязина.
Состояние самой колокольни оставляет желать лучшего. Очень хотелось бы, чтобы РПЦ уделяла побольше внимания и финансирования таким интересным объектам.
Подписывайтесь на мой канал чтобы не пропустить новые посты, и ставьте палец вверх!