Найти тему

Видеосалоны и Е.К.Лигачёв

В начале «перестройки» появлялось много нового для обычных жителей Москвы, в частности появился на Старом Арбате «Видеосалон».

Старое фото
Старое фото

Он располагался в небольшом доме, расположенном недалеко от станции метро «Смоленская».

Иногда проходя мимо, я, конечно, смотрел на окна салона, в которых стояли мониторы с демонстрацией работы видеофильмов, точнее «нарезкой» репертуара, а вокруг толпились любопытные люди, это было диковинкой.

Совсем скоро, после собеседования с инженерами салона, я покинул «почтовый ящик» на Преображенке, и перешел работать в ВПТО «Видеофильм», расположенный тогда на Арбате, где достаточно быстро увидел реальный уровень "передовой советской" науки... Как в космос летали?...

Интересно что, как раз был набор сотрудников, и фирма Panasonic (это коммерческое название), точнее Matsushita, а ещё точнее Marubeni, организовала курсы для советских инженеров.

А предысторией организации этих курсов явилась такая «легенда»:

Когда М. Горбачев пришел к власти, он поехал по стране с ревизией, «налаживать контакт» и сибирские нефтяники, газовщики, пожаловались ему о редких развлечениях, поскольку привезти фильм на удаленную «точку» - это 8-10 ЯУФов – коробок диаметром 40 см, высотой 40 см, и весом по 3-5 кг. Это один средний фильм, а если 3-5 фильмов – это размер для автомобиля…

Кто-то из сопровождающих, «легенда» говорит – Е. Лигачёв, подсказал, что появилась новая компактная техника для кинозалов, а десяток фильмов можно возить в чемодане-дипломате, но это техника импортная, валютная, японская…

Было постановление Правительства и в Японии было закуплено 1200 штук видеопроекционных систем для организации видеозалов и одновременно организованно, при Госкино СССР, Всесоюзное производственно-творческое объединение «Видеофильм» для обеспечения и развития нового направления в стране.

Курсы проходили в Научно-исследовательском кино-фото институте, на Соколе, причём лектор – японец, говорил и рисовал мелом на доске на японском языке, их переводчик из посольства – гуманитарий, переводил на английский, а приглашенный наш переводчик, переводил на русский.… Но, «инженерные мозги» нашли взаимопонимание, и многое стало понятно.

Panasonic PT-102
Panasonic PT-102

Коллектив подобрался разный, и телевизионщики, и телемастера, и электронщики-инженеры.

С большим воодушевлением все принялись осваивать японскую новую технику, одновременно осваивая и монтажные функции, естественно сравнивая функционал разных производителей.

В Видеосалоне стояла техника SONY – «U-matic» и Panasonic AG-6100, AG-6200, JVC.

Рабочая лошадка
Рабочая лошадка
В комплекте
В комплекте

В видеозал сигнал шел с SONY – широкая лента и относительно большая скорость обеспечивала достаточно хорошее качество, плюс в зале был специальный экран с внутренним переотражением, максимально яркий.

«Забытая мелодия для флейты», «Человек с бульвара Капуцинов», мультфильмы и многие другие составляли основной репертуар видеосалона.

Конечно, формат VHS сейчас не актуален, но в то время, это было серьезно, как аппаратно, так и по самым разным видеозаписям, вспомните «Греческую смоковницу»…

Занимались ремонтом видео и теле техники, импортной. Одно время наш отдел располагался на Никольской улице, а через стену был ресторан «Славянский базар», куда мы ходили на «комплексный обед», а часто и просто в зал, отмечали праздники и дни рождения. Цены были «советскими», а зарплаты – «перестроечными»…

В течение нескольких лет мы увидели и протестировали технику и «Super- VHS», «Video-2000», и многую другую.

6500
6500
SuperVHS 7500
SuperVHS 7500

Конечно, плотно занимались PAL-декодерами, изготовлением и установкой.

Самое ценное, кроме освоения ремонта всей это и аналогичной техники, это были поездки по тогда единому Советскому Союзу. География поездок у нашей небольшой группы была широкой, в основном ездили по республикам, в системе Госкино. Часть оборудования была закуплена и доставлена, распределена по республикам, а нашей задачей была ввод в эксплуатацию видеосалонов, видеозалов. Мне с коллегой из другого отдела довелось летать в Находку и получать ещё часть техники из Японии, с пришедшего торгового судна. Ну, про это нужно рассказывать отдельно, с глаза на глаз… Мороки было много, справились. Больше всего удивило обилие разной рыбы в магазинах, конечно Зеленый Угол, и поездка из Находки во Владивосток на, конечно, японской машине, когда шофер, выйдя на пару минут «в кустики», пришел, сел в авто и тут же вытащил клеща….

В процессе развития видеозалов в стране, и одновременно появлением видеомагнитофонов у частников, приезжали и производители проекторов из Индии. Они наладили производство и продажу лицензионных (может и без лицензии) проекторов PHILIPS под маркой «Cinesales», кстати, неплохо работающих, их купила другая организация. С одним из них я ездил в Питер, показывал видео на первой «Ночи пожирателей рекламы» в БКЗ «Октябрьский», благо при полном затемнении удалось «раскачать» экран на 6 метров по диагонали. Индусы продавали комплект с колонками для залов и усилителями (один пришлось ремонтировать – оказалось включены в мостиках выпрямителя по три маломощных диода в параллель - экономия).

Чуть не забыл, конечно, хорошо изучили отечественный видеомагнитофон «Электроника ВМ-12», сравнивали его с прототипом – «Panasonic NV-2000», убедились что сигнал/шум у них различаются в 5-6 раз! Это микросхемы отечественные, изрядно шумели.

ВМ-12
ВМ-12

Интересно было сравнить развитие кинематики от первых AKAI на 7 электродвигателях, до Panasonic-50 с одним двигателем, а изменение конструкции и схемных решений – вообще сказка, можно вспомнить видеомагнитофон NEC DX-1000D с цифровым «стоп-кадром», это было сильно.

Это 30 лет назад...
Это 30 лет назад...

В общем, всё течёт, всё меняется.

Подписывайтесь на канал - zen.yandex.ru/id/5e3bc82270d4254598732795

Помните видеосалоны?