У якутов нет правила презентовать режущие инструменты с ритуальной оплатой мизерной суммы. Дарят ножи в этих краях без такого «прикрытия». Однако, якуты уверены, что передавая другому нож, человек тем самым доверяет одариваемому, если не свою жизнь, то судьбу или, как минимум, счастье.
Сами по себе, саха (самоназвание якутов) являются довольно интересным народом из тех, что живут в Сибири. Ведь они — самая северная из народностей тюркской языковой группы. Все остальные тюрки проживают много южнее, не ближе 2 тыс. км. (горы Алтая и Саян).
Если исходить из того, что «саха» является видоизмененным «сак», то дело становится еще интересней. Ведь саками историки называют легендарных скифов, массагетов и кипчаков. Известно, что воинственное племя, называвшее себя именно так, в VI веке д.н.э., разгромило войско и обезглавило самого персидского царя Кира.
Какие причины толкнули далеких предков якутов-саха сменить территорию обитания, пока достоверно не известно. Ясно, что повод был достаточно серьезным. Потому что иначе легендарную родину, где никогда не становилась желтой трава и не улетали птицы, на негостеприимный Полярный круг не меняют. Точно известно лишь, что в течение 15-го — 16-го столетий в результате слияния различных пришлых племен и проживавших здесь охотников и оленеводов появилась народность, ныне известная, как якуты.
История железного дела Якутии
Уже в период X-XII столетий нашей эры здешние мастера знали такие металлы, как: свинец и олово, бронза и медь, золото и серебро. Но больше всего ценилось и было распространено железо. А золото считалось просто медью, только с худшими механическими характеристиками.
Большая часть якутов расселилась по довольно обширных и обильных травами поймах Алдана, Средней Лены, Вилюя и Амги. Поменяв территорию проживания, саха остались скотоводами: крупно-рогатый скот и лошади отлично приспособились к новым условиям.
Однако лугов для выпаса было не так уж и много, почему все имевшиеся становились общественной собственностью. Более того, клану приходилось эти пастбища оборонять. Устные предания сохранили кровавые истории из «кыргыс юйэтэ» («века войн» — якутск.), повествующие о том, как предки отстаивали свою собственность и жизнь. И в них уже встречается упоминание об оружии из стали.
Казаки, пришедшие из России XVII века, столкнулись с серьезным сопротивлением якутских конных воинов в железных доспехах. Вооружение воина составляло:
- железный «болот-палаш» (меч);
- лук со стрелами, имевшими различные наконечники;
- дротики для метания «кустук»;
- копье «эну» для ближнего боя;
- «кылыс» — самое длинное и многофункциональное оружие;
- «батыйа» — укороченный «батас».
После вхождения в состав Российской империи, качество железа, выплавляемого из руды якутами получило должную оценку специалистов. Воеводой В. Пушкиным в отчете Сибирскому Приказу от 1647 года, писал, что русскими кузнецами местное железо было оценено выше немецкого. В следующем столетии по Сибири начали ставить казенные заводы, освободившие якутских мастеровых от необходимости добычи и обработки железной руды. Кузнецам было проще покупать (или менять на пушнину) металл там.
Сливки общества
Благодаря тому, что саха издревле обладали весьма развитым железным и кузнечным ремеслами, недостатка в холодном оружии никогда на испытывали. А своих кузнецов они ставили в один ряд с шаманами. Даже поговорка сохранилась: «Шаманы и кузнецы — одного гнезда птенцы». Простой люд был уверен, что подобно посредникам меж живыми и мертвыми, обработчики металла также владеют сверхспособностями и находятся в постоянной опасности от ревности злых духов.
Такое отношение объяснялось тем, что сокровенное знание своего дела коваль получал непосредственно от могущественного обитателя преисподней божества-кузнеца Кыдаай Максина. Поэтому, чтобы отпугивать злые силы, каждый кузнец обязан постоянно ковать или держать огонь наготове.
Кузнечное ремесло переходило от отца к сыну. Причем потомственному мастеру в 9-ом поколении доверяли создание металлических деталей шаманских бубнов и одежд. Ведь у такого кузнеца даже инструменты особенные, сродни талисману — умеют издавать различные звуки, чем и отпугивают все тех же злых духов.
Что уж говорить о ножах, вышедших из-под молота такого мастера. Таким клинком было достаточно прикоснуться к животному, чтобы несчастное упало замертво. Такими и подобными легендами изобилует история якутского национального ножа быhах (звук «h» — глухой гортанный, похож на шум выдыхаемого при колке дров воздуха, или при покашливании). Эти клинки такие же удивительные, как и история народности саха.
Продолжение в следующем посте,не пропустите!