Наверное у большинства уважаемых читателей сформировалось мнение, что во время Великой Отечественной войныслужба бойцов батальонов аэродромного обслуживания (БАО) вдали от передовой не сильно была сопряжена с риском для своей жизни и здоровья. Выполняй свои служебные обязанности добросовестно, проявляй при этом разумную инициативу и больше вроде бы от тебя ничего не требуется...
Но, как говорится, "в жизни всегда есть место подвигу".
Во несколько фрагментов наградных листов на бойцов БАО, наглядно демонстрирующие, какие подвиги им приходилось совершать во аремя своей службы в БАО.
Первый фрагмент представления оформлен на шофёра БАО в конце августа 1941 года. Как мы знаем август 1941 - это тяжёлое время начала Великой Отечественной войны. Наградами в тот период награждали не так щедро, как, например, в 19944 или 1945 годах. Тем более шоферов БАО...
Ефрейтор водил тяжёлый бензозаправщик скорее всего на базе 5-ти тонного грузовика ЯГ-6.
Слабосильный для тяжёлого грузовика мотор ЗИС-5 делал ЯГ-6 довольно тихоходным, особенно при максимальной нагрузке. Однако Ярославский завод, выпускающий такие грузовики, собственного моторного производства не имел, а никакой альтернативы, после отказа от импорта двигателей, не было. Тем не менее, острая необходимость в тяжелых 5-тонных грузовиках, импорт которых в СССР с первой половины 1930-х годов резко сократился, требовала от завода продолжать выпуск автомобилей такой конструкции...
Отважный шофёр бензозаправщика потушил горевший самолёт, приземлившийся на аэродроме. Рисковал он сильно, потому что от пожара могли взорваться боеприпасы, оставшиеся в самолёте... К сожалению, в тексте наградного листа нет информации об экипаже и марке этого самолёта.
Смелый шофёр за этот подвиг был награждён медалью "За Отвагу".
Вот фрагмент представления на зведующего делопроизводством 14 БАО, оформленного тоже в конце августа 1941 года.
В тексте описывается участие ефрейтора в боях по отражению нападения противника, прорвавшегося в район расположения БАО в период 10-15 августа 1941 года. Это и его участие в 3-х атаках, и оборона главного артиллерийского склада, сдерживание в течении 4-х суток пулемётным огнём "белофиннов", захват трофеев (лёгкий пулемёт с запасными стволами, патроны, ящик мин), отражение атаки врага на продовольственный склад.
Видимо ефрейтор захватил ручной пулемёт Лахти-Салоранта М-26. К этому пулемёту полагались запасные стволы.
Отважный делопроизводитель-пулемётчик в январе 1942 года был тоже награждён медалью "За Отвагу".
Видимо, отважный делопроизводитель БАО был затем направлен на учёбу в военное училище или на курсы младших лейтенантов. Потому что в сентябре 1943 году, будучи уже гвардии старшим лейтенантом и адьютантом командующего артиллерией 51 стрелкового корпуса, этот воин был представлен к ордену. Вот фрагмент этого наградного листа.
Он, в частности, организовал переправу частей через реку Десна. За что и был награждён орденом Красной Звезды.
Вечная Слава солдатам и командирам Красной армии, участникам Великой Отечественной войны!
Берегите себя в это трудное время!
Поздравляю всех читателей с юбилеем Великой Победы!
Прочитайте и, пожалуйста, оставьте комментарии к этой и другим публикациям моего канала. По мотивам сделанных комментариев я готовлю несколько новых публикаций.
Подпишитесь на канал, тогда вы не пропустите ни одной публикации!