Найти в Дзене
Вечерний лекторий

«ЗАВЕТ КРАСОТЫ». Усадьба Каменских в Суксуне. Часть III.

(продолжение2) Описание строений усадьбы. Главный усадебный дом. Кто бы ни был автором проекта – безымянный «заграничный» архитектор, или именитый русский художник Рёрих, усадебный комплекс представляет собой один из ярчайших в регионе памятников архитектуры и материальной культуры эпохи Модерн. Практически все компоненты этого произведения отвечают требованиям, которые архитекторы в этот период предъявляли к созданию индивидуального жилого дома. В композиции плана господского дома выдержан принцип центричности. (см. рис. 2, 3) При данном способе организации плана на смену продольной анфиладе помещений приходит так называемая «круговая» анфилада. Все помещения группируются вокруг композиционного ядра. Таковым в данном случае является парадный лестничный холл. Большинство помещений имеет смежные дверные проемы, а также выходы именно в этот холл, а не в галерею, как это было принято в продольной анфиладе. Композиция жилого дома стала компактной, сконцентрированной. Все её элемен
Оглавление

10 ИЮНЯ – ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ МОДЕРНА

Усадьба И. Г. Каменского в пос. Суксун – памятник архитектуры к. 19—н.20 в. в.

(продолжение2)

Рис. 1. Усадьба Каменских в пос. Суксун. Общий вид главного усадебного дома. © Фото Агранович В.А., 2000 г.
Рис. 1. Усадьба Каменских в пос. Суксун. Общий вид главного усадебного дома. © Фото Агранович В.А., 2000 г.

ГЛАВА III.

Описание строений усадьбы. Главный усадебный дом.

Кто бы ни был автором проекта – безымянный «заграничный» архитектор, или именитый русский художник Рёрих, усадебный комплекс представляет собой один из ярчайших в регионе памятников архитектуры и материальной культуры эпохи Модерн. Практически все компоненты этого произведения отвечают требованиям, которые архитекторы в этот период предъявляли к созданию индивидуального жилого дома.

В композиции плана господского дома выдержан принцип центричности. (см. рис. 2, 3)

Рис. 2. Усадьба Каменских. Главный усадебный дом. План 1 этажа. © Чертеж Агранович В.А., 2000 г.
Рис. 2. Усадьба Каменских. Главный усадебный дом. План 1 этажа. © Чертеж Агранович В.А., 2000 г.
Рис. 3. Усадьба Каменских. Главный усадебный дом. План 2 этажа. © Чертеж Агранович В.А., 2000 г.
Рис. 3. Усадьба Каменских. Главный усадебный дом. План 2 этажа. © Чертеж Агранович В.А., 2000 г.

При данном способе организации плана на смену продольной анфиладе помещений приходит так называемая «круговая» анфилада. Все помещения группируются вокруг композиционного ядра. Таковым в данном случае является парадный лестничный холл. Большинство помещений имеет смежные дверные проемы, а также выходы именно в этот холл, а не в галерею, как это было принято в продольной анфиладе. Композиция жилого дома стала компактной, сконцентрированной. Все её элементы, а также все пути перемещения жильцов находятся в центростремительном движении по отношению к объёму лестничного холла. Это соответствует представлениям архитекторов той поры не только об организации внутреннего пространства жилого дома, но и о гигиене жилья и даже социальной справедливости.

Принцип «круговой» анфилады эффектно варьируется в наиболее ярких образцах жилой архитектуры стиля Модерн. Это и дом Баттло, и особняк Bellesguard (название которого переводится как «Прекрасный вид») каталонца А.Гауди. Это и особняки Тасселя и Сольве построенные бельгийцем В.Орта, который, кстати, впервые провозгласил приоритетность данного принципа. Наконец, это особняки Морозовой и Рябушинского, спроектированные Ф.О.Шехтелем. Во всех этих произведениях архитектуры двусветный лестничный холл становился композиционным и смысловым ядром дома, а также кульминацией архитектурной идеи.

Возвращаясь к планировочным особенностям главного усадебного дома нужно отметить попытку архитектора выразить в композиции плана разделение помещений по функциональной принадлежности. Это также является одним из ведущих положений «новой архитектуры», каковой и был провозглашён Модерн. Также нужно отметить общую усложненность формы плана, происходящую от архитектурной традиции романтизма первой половины - середины XIX века. Пластические акценты убранства соответствуют смысловым акцентам внутренней структуры здания, позволяют угадывать функциональную значимость тех или иных помещений.

Общий характер фасадного решения одновременно прост и впечатляющ. В его основу положен прием контрастного сопоставления масс. Обширные нейтральные плоскости оштукатуренных и белёных стен, прорезанные оконными проёмами, лишенными (лишившимися?) какого - либо декора, одинаковыми по размеру и расположенными в равномерном порядке, являются базовым композиционным каркасом, задают общую тональность. Наложение на этот каркас акцентов, имеющих совершенно иные ритмические, колористические и даже фактурные свойства, создаёт эффект единства противоположностей.

Парадная входная группа, ризалит, увенчанный конической крышей со шпилем, балконы, решётки, калитки и ограды...

Эти две пластические темы объединяет третья – орнаментальный фризовый пояс, созданный в лучших традициях монументально-декоративного искусства стиля Модерн. (см. рис. 4; об этом фризе в.п.с. писал в главе II).

Рис.4. Усадьба Каменских в Суксуне. Главный усадебный дом. Живописный фриз на фасаде. Автор - Н.К. Рёрих (?), 1900-е г.г.
Рис.4. Усадьба Каменских в Суксуне. Главный усадебный дом. Живописный фриз на фасаде. Автор - Н.К. Рёрих (?), 1900-е г.г.

В разработке фасадной композиции главного усадебного дома прослеживается ещё один основополагающий принцип архитектурного проектирования рубежа XIX-XX веков, а именно «принцип всефасадности». Архитектор разрабатывал не каждый фасад в отдельности, как самоценную, замкнутую в себе композиционную плоскость (как это было в классицизме и в эклектике), а весь внешний облик здания в целом. При этом полноценное художественное впечатление от архитектурного объекта можно получить только при круговом обходе, рассматривая его со всех доступных ракурсов и перемещаясь в пространстве с течением времени.

В советский период усадьба претерпела ряд существенных утрат. В процессе всевозможных переделок искажены до неузнаваемости или попросту уничтожены некоторые существенные элементы фасадного убранства: балконы, террасы и дворовые крыльца. Поэтому о многом приходится говорить в ретроспективном ключе.

Рис. 5. Усадьба Каменских. Главный усадебный дом, ворота. Фото 1970-80-х г.г.
Рис. 5. Усадьба Каменских. Главный усадебный дом, ворота. Фото 1970-80-х г.г.

Тем более, практически не приходится говорить о некогда роскошном интерьере. До недавнего времени чудом сохранялись каменная лестница в вестибюле (рис.6),

Рис. 6. Усадьба Каменских в Суксуне. Главный усадебный дом. Каменная лестница в вестибюле. © Фото Агранович В.А., 2000 г.
Рис. 6. Усадьба Каменских в Суксуне. Главный усадебный дом. Каменная лестница в вестибюле. © Фото Агранович В.А., 2000 г.

парадная деревянная лестница и декоративные резные порталы на обоих этажах лестничного холла (рис.6, 7).

Рис. 7. Усадьба Каменских в Суксуне. Главный усадебный дом. Холл 1-го этажа.  © Фото Агранович В.А., 2000 г.
Рис. 7. Усадьба Каменских в Суксуне. Главный усадебный дом. Холл 1-го этажа. © Фото Агранович В.А., 2000 г.
Рис. 6. Усадьба Каменских в Суксуне. Главный усадебный дом. Холл 2-го этажа. © Фото Агранович В.А., 2000 г.
Рис. 6. Усадьба Каменских в Суксуне. Главный усадебный дом. Холл 2-го этажа. © Фото Агранович В.А., 2000 г.

Они, да ещё изящная лепная розетка на потолочном плафоне в том же помещении – вот и всё, что напоминало о былом великолепии, засвидетельствованном современниками.

Остальные постройки усадьбы и великолепный парк, даты создания которых точно известны, постигла различная участь.

Рис. 7. Усадьба Каменских в Суксуне. Въездные ворота с калиткой на территорию хозяйственного двора.
Рис. 7. Усадьба Каменских в Суксуне. Въездные ворота с калиткой на территорию хозяйственного двора.

ОКОНЧАНИЕ СЛ________________________________

© Агранович В.А. - текст, фото

Фото - из свободных источников.

Список литературы:

1. ГАПО, Ф. Р-463, оп. 1, д. 20, Личный фонд Трапезникова В. Н.;

2. ОЦОП, Ф-1, оп. 30, д. 2/1А

___________________________________

Автор статьи заранее благодарит читателей за внимание и терпение и надеется на благосклонность.