Найти тему
Путевод по Беларуси

Как в Минске появился Красный Костел

Туристы из Польши иногда спрашивают, что если костел называется "красный" не значит ли это, что он коммунистический?

Но народное название самого яркого храма Минска связано, конечно, с его цветом.

А история строительства с именем одного из богатейших людей Минщины в начале ХХ века Эдварда Войниловича. И это грустная история.

Эдвард Войнилович
Эдвард Войнилович

Вайнилович был супер успешным человеком своей эпохи. Он мог похвалиться очень древней родословной, его многочисленные сельхозугодья приносили немалую прибыль, Войниловича уважали в Минске за многочисленные общественные дела. Он был хорошо знаком с Петром Столыпиным и участвовал в работе первой российской Гос. Думы.

Но в начале ХХ века в семье Войниловичей произошла трагедия: в 1897 году умирает 6-летний сын Семион, а в 1903 - 19-летняя дочь Елена. Разные болезни забрали у Войниловичей всех детей. Именна эта беда подтолкнула Войниловича построить храм на окраине Минска. Именно на окраине, потому что в начале ХХ века, там где теперь находиться центральная площадь города, был лес и деревенская застройка.

Костел св. Симона и Елены
Костел св. Симона и Елены

В 1910 году необычный храм из красного кирпича вырос на удивление всем минчанам.

Среди экскурсоводов ходит байка, что дочь Елена увидела во сне красивый костел и перед смертью нарисовала его на бумаге, а потом попросила отца, чтобы эта он построил именно так. Но сам Войнилович пишет в своих воспоминаниях, что ему при выборе стиля было важно, чтобы храм не выглядел, как католический...

Я начал выбирать образцы и рассматривать различные архитектурные решения. Мне не хотелось останавливаться на готическом стиле, во-первых, потому, что он стал слишком распространенным благодаря запланированному построению католических храмов в России, а во-вторых, слишком отличался от храмов восточных обрядов, существующих в нашем Крае. Этот стиль акцентировал бы внимание на отличии вероисповедания разных социальных классов, поскольку большая часть крестьян была православной, а землевладельцы - католики. Поэтому я остановился на романском стиле, процветающем в эпоху согласия между Восточной церковью и Римом.

Чудом это удивительное сооружение дожило до наших дней и сохранилось на центральной площади столицы. Но о сложной истории храма в ХХ веке мы напишем отдельно.