На выходных послушала интересный семинар, в онлайне, разумеется — «Медиакоммуникации в образовании: генератор или провокатор?» На нём собралось множество уважаемых людей, понимающих в образовании побольше меня. Командовал онлайн-парадом обозреватель медиа-холдинга «Комсомольская Правда», заведующий проектно-учебной лаборатории медиакоммуникаций в образовании НИУ ВШЭ Александр Милкус. Запись семинара доступна тут.
Разговор шел о том, какую роль выполняют СМИ в образовании. С одной стороны, медиа выступают в роли исследователей, вовлекают общественность в горячие темы, организуют образовательные программы. С другой — раздувают скандалы и распространяют непроверенную информацию. А с третьей — это психолого-педагогическая помощь учителям, ученикам и их родителям.
И что делать со всем этим, как разобраться кто есть кто — не понятно. Что читать и смотреть? Какие источники авторитетные, а какие — не очень? Как узнавать актуальные новости из мира педагогики и при этом не облажаться?
По данным исследования РАНХиГС, большинство педагогов, 62%, если быть точнее, предпочитают получать информацию из каналов, связанных именно с профессиональным развитием. Они изучают курсы, лекции, проходят вебинары и мастер-классы. Только 25% опрошенных учителей предпочитают СМИ. Педагоги постарше выбирают печатные, причем федеральные, к региональным доверия нет. А преподаватели в возрасте до 30 лет предпочитают совмещают СМИ с информацией из соцсетей.
Любопытно, что в некоторых регионах сарафанное радио до сих пор остается единственным достоверным источником информации для учителей, и никакие средства массовой коммуникации ему даже не конкурент.
Лично я почерпнула с семинара несколько интересных тезисов:
1. С людьми нужно говорить по-человечески. В информационную эпоху мы настолько сильно фильтруем новости, что скучному предпочтем яркое, занудным научным трактатам — интерактив, а унылому исследованию — любопытную научно-популярную статью. Так работает наш мозг, и тут ничего не попишешь. Поэтому все лавры в итоге достанутся тем, кто умеет говорить об образовании и воспитании человеческим языком.
2. Пресс-службам учебных заведений придется перестроить работу. Работать на внутреннюю аудиторию — для своих студентов, преподавателей, школьников и родителей — уже недостаточно. Приходится осваивать новые формы коммуникации и искать аудиторию вовне — только это поможет сделать учебному заведению имя в конкретном городе.
3. Почти никто не доверяет СМИ. Растет влияние микро-инфлюенсеров вроде меня, ютуб-блогеров и всех, кто в теме, а также не боится сказать лишнего, но в то же время не перегибает палку с непроверенной информацией.
4. Наша страна слишком велика, а уровень разрыва колоссальный. Так, педагоги и родители из Москвы и регионов по-разному смотрят на многие вещи, по-разному подходят к воспитанию. Где-то, например, все еще считается нормальным бить детей за неуспеваемость, а у нас такое сложно представить. Говорить о каком-то одном СМИ, внушающем доверие и нам, и им, не приходится.
Что по итогу: если вдруг вы решили попробовать себя в роли источника информации для всех участников образовательного процесса — сейчас самое время. Печатные издания умирают, на смену им стремительно движется интернет, а умение говорить с людьми на их языке — всё ещё лучший из талантов. Говорите с учителями по-учительски, с родителями — по-родительски.
И будет вам счастье, своя аудитория и уважение в учительской за чашкой ароматного чая вприкуску с печеньем.