Жизнь человека состоит из симпатий и антипатий, а проще говоря мы что-то любим, а что-то нет. Правда есть ещё промежуточный вариант: безразличие, равнодушие. Лично я, так и не знаю: равнодушен я к «шансону» или не люблю сей жанр. Но зато я знаю другое: Александр Новиков - это НЕ ШАНСОН! Во всяком случае в том виде и в том смысле, который привыкло вкладывать в это понятие большинство из наших соотечественников.
«Шансон (фр. chanson — песня):
французское название жанра куртуазной песни (сравните «канцона», «канцо», «кансьон» в романских языках — итал. canzone, кат. cançó, исп. cancion; буквально — песня);
французская эстрадная песня в стиле кабаре.
Жанр классического шансона, где первостепенное значение придается поэтической компоненте песни и автор, как правило, сам является исполнителем. Этот жанр связывается в первую очередь с именами Мориса Шевалье, Шарля Трене и Эдит Пиаф, которая продолжала традицию реалистической песни. Крупнейшими представителями этого направления являются французы Лео Ферре, Жорж Брассенс и бельгиец Жак Брель. Также всемирно известны Шарль Азнавур и Сальваторе Адамо, хотя их творчество ближе к традиционной эстрадной песне. Именно представители этого поэтическо-музыкального направления в полной мере соответствуют термину шансонье (chansonnier)...»(из Википедии)
И с одной стороны Новиков под это определение подходит, но подходит примерно так же, как конъяк к прилагательному «армянский». Мы просто привыкли за последние тридцать лет называть шансоном то, что в СССР называли «дворовыми песнями», « бардовскими», а иногда просто «блатняком». Термин «шансон», применительно к вышеупомянутым жанрам, насколько я помню, появился уже на излёте 80-х и как-то прижился. А ведь «де юре» всё, что имеет какую либо географическую привязку (шансон-Франция, портвейн-Португалия и т.п.) использоваться применительно к чему-то другому не может. Только в России «де юре» не работает, а работает «де факто».А ведь могло быть и иначе. Русский язык: велик и могуч и вполне мог бы обойтись без иностранных заимствований. Помню во второй половине 90-х на Пятом канале выходил цикл любопытных музыкальных передач под названием «Телекомпакт». И вот в одной из таких передач,посвящённых как раз русскоязычному «шансону», жанру дали более подходящее (на мой взгляд) определение: «городской романс». Однако - не прижилось. Ну вот любят у нас иностранное. Отчасти это дань моде исходящая корнями ещё ко временам Петра Первого, отчасти стремление к краткости. Проще сказать «супер», чем «прекрасно» или «замечательно». Ну да Бог с ней, с филологией. Если я продолжу в таком духе, то опять посыпятся обвинения в беллетристике, в том что «многабукав» и т.п. И вроде с одной стороны на подобное можно было бы и не обращать внимание, но с другой - пишу то я для Вас, уважаемые читатели, а не для себя. Поэтому учитывать Ваше мнение обязан. Да и сам формат Дзена подразумевает краткость, лаконичность и одновременно доступность. Поэтому умничать не буду.
Итак, Александр Новиков. Он не имеет выдающихся вокальных данных поэтому оценивать его как певца - бессмысленно. Как музыкант он тоже вряд ли виртуоз. Для меня Новиков прежде всего-ПОЭТ. Именно так, с большой буквы. И оценивать его стихи нужно не по ироничным вещам наподобие «Я вышел родом из еврейского квартала» или «Похороны Абрама». «Катилась по асфальту», «На Восточной улице», «В Екатеринбурге» -вот где сила, вот где тексты!
Катилась по асфальту
Весенняя вода.
Стрижи крутили сальто
В звенящих проводах.
И, горла не жалея,
Какой-то воробей
Кричал на всю аллею
Про глупых голубей.
Мелодия крутилась
В косматой голове,
И лодка "Наутилус"
Плыла по синеве.
И дождь бежал по лужам,
Не разбирая ног,
И был уже не нужен
Пронзительный звонок.
Роняло солнце капли
И таяло, истлев.
Черемухи, как цапли,
Уснули, не взлетев.
Невидимою свечкой
Сгорая, канул день,
И мысли бурной речкой
Катились набекрень.
Ах, музыка сирени,
Летящая в ночи,
Полночных откровений
Кричащие грачи.
И волосы льняные,
Застывшие рекой,
Так хочется поныне
Попробовать рукой.
А ведь данное стихотворение, по словам самого Александра, он написал ещё в школе, в 8-м классе.
На Восточной улице
На карнизах узких
Сизари красуются
В темно-серых блузках.
Тень ложится под ноги,
Я шагаю дальше,
Где клаксоны-окрики
Горло рвут до фальши.
Не спешу, как было я
Два квартала выше,
Где такие милые
Три окна под крышей.
Где ронять мне выпало
Вздох обиды тяжкой,
Там сирень рассыпала
Белые кудряшки.
А еще два тополя
В побрякушках лунных
Мне листвой так хлопали
За лихие струны.
И в лады потертые
Вдавленное слово
Ветер мне развертывал
В переборы снова.
В песни да припевочки,
Словно ленты в косы,
Темноглазой девочке
Золотоволосой.
Буйствовал, досадовал,
Тенью мимо окон,
Да к щеке прикладывал
Непослушный локон...
Лет-то сколько минуло-
Посчитать -потеха!
Вроде как сединами
Потрясти приехал.
Да разве все упомнится-
Не прочтешь, как книжку-
Память-девка скромница,
Слов у ней не лишку!
А быть может блудница
Изменила напрoчь?
Посредине улицы,
Оступившись - навзничь?...
Наверное нечто подобное мог бы писать Есенин, родись он лет на 60-70 позднее и в городе, а не в деревне. Кстати и отношение самого Новикова к Есенину выражается уже в том, что ещё в 1997-м он записал альбом песен Есенина который так и назвал: «Сергей Есенин». Но любят (или нет) Новикова за его собственные песни. И пусть другие его работы знают только поклонники, но легендарный магнитоальбом 1984 года «Вези меня извозчик» знают практически все. Есть данный альбом и у меня. Правда в оцифрованном виде. Кроме него держу в фонотеке и альбом 1990-го «Я в Екатеринбурге», а также альбом 1995-го года «Шансоньетка». И, единственный физический компакт-диск 2003 года - «Настоящий». Отчасти он и дал название статье. Хотя помимо данного альбома есть практически автобиографический фильм с таким же названием снятый Новиковым совместно с режиссером Кириллом Котельниковым. Фильм в 4-х частях и доступен для просмотра на YouTube (просто наберите в поисковой строке: А.Новиков "Настоящий").Можно скачать его и с торрент-трекеров, но ссылку, по понятным причинам, я давать не буду. А ещё в 2018-м году у Александра вышла книга: «Стихи.Песни»(сборник стихотворений).
Это не единственная книга Новикова, а лишь последняя на сегодняшний день.Если же кого-то больше интересует его проза, то рекомендую почитать «Записки уголовного барда»(не путайте с одноименным музыкальным альбомом).
Вряд ли в наших школах когда-нибудь будут изучать творчество Новикова, как сейчас изучают творчество Сергея Есенина. Вряд ли..., но, возможно, что зря. У каждого времени свои приметы и свои герои. Плохие ли, хорошие ли, но свои. Тем более что однозначно положительных, как и однозначно отрицательных персонажей не бывает. И тот же Есенин, при всех своих талантах, как человек был... пьяница,бабник,развратник разный. Наверняка и Новиков не идеален, хотя и не имеет скандальной известности. Но читая его стихи или прозу, слушая его песни, понимаешь главное: он-НАСТОЯЩИЙ! А настоящих, среди тех публичных людей, что мы лицезреем с разной периодичностью, с каждым днём всё меньше и меньше.
При создании статьи использовались фотографии из открытых интернет-источников.