Найти в Дзене

Подробно о школах боевых искусств Бусэн и Коси

Перевод статьи с сайта: https://kenshi247.net/blog/2015/07/03/kendo-judan/
Автор статьи: George

За последние несколько лет я неоднократно упоминал Будо Сэнмон Гакко (профессиональное училище боевых искусств, известное как “Бусэн”) и Токио Кото Сихан Гакко (Токийская Высшая Нормальная школа, или “Коси”) в статьях. Их соответствующие главные инструкторы по кендо, Найто Такахару и Такано Сасабуро, также появлялись на всем Кенши 24/7 (прим. редактора: мы также делали переводы статей, вы можете с ними ознакомиться по ссылкам). Несмотря на это, я не очень вдавался в различия между этими двумя институтами и не говорил подробно о том, как были организованы курсы кендо.

Я знаю о Бусэне гораздо больше, и в будущем (после того, как выйду на пенсию или выиграю в лотерею) планирую написать о нем подробную книгу. А пока, поскольку у меня есть свободное время, я решил перевести небольшую одностраничную вступительную статью, которая была опубликована в специальном выпуске журнала Kendo Nippon 2007 года под названием “Введение в кендо / как улучшить кендо.”

Хотя статья небольшая, она относительно хорошо составлена, поэтому она служит хорошим введением в тему. Конечно, я добавлю в него дополнительную информацию и ссылки на другие статьи kenshi 24/7.

Что же это были за школы Бусэн и Коси?

В предыдущем разделе (журнала) мы говорили о людях, которые оказали наибольшее влияние на кендо до Второй Мировой войны, теперь мы обсудим два учреждения, которые оказали наибольшее влияние: Будо Сэнмон Гакко Дай-Ниппон Бутокукай и Токио Кото Сихан Гакко.

(Обратите внимание, что школьная система в Японии радикально изменилась с того периода, о котором мы сейчас говорим. Бусен прошел через изменения названия и учебных планов, прежде чем в конечном итоге стал одобренным Министерством образования профессиональным колледжем, в котором выдавали сертификаты об обучении [кендо, дзюдо и японскому языку]. С первых дней японской реформы образования [1870-е годы+] Коси был важным образовательным научно-исследовательским и педагогическим колледжем. В то время как Бутокукай [и, следовательно, Бусэн] был распущен после войны, Коси эволюционировал в Токийский университет образования, прежде чем в конечном итоге стал университетом Цукуба, который все еще является местом силы кендо сегодня).

Выпускники обеих школ стали лидерами и инструкторами кендо после войны, и после изменения системы рангов в 1960-х годах многим из них присудили 9-ые даны. Обратите внимание, что все пятеро 10-ых данов кендо были выпускниками школ — предшественников Бусэна (см. ниже).

Парадные ворота, ведущие в Бусэн
Парадные ворота, ведущие в Бусэн

Бусен

Итак, каков был стиль кэйко в Бусэне? Бутокукай был основан в 1895 году, а Бутокудэн был завершен в 1899 году. Хотя главными инструкторами по кендо в Бутокукае в то время были Михаси Каничиро (Мусаси-рю, Кёсинмэчи-рю, первый человек, получивший титул Сэйренсо (прим. ред: предшественник титула ренси) и первый ханси Бутокукая) и Окумура Саконта (Дзикисинкагэ-рю)(прим. ред: *** — рю являются определенными школами техник кендзюцу), именно Найто Такахару должен был оказать более сильное влияние на Бусэн.

В 1905 году Бутокукай создал свой первый учебный центр для инструкторов по кендо под названием Будзюцу Кеин Есэйдзе (школа инструкторов по боевым искусствам), который впоследствии превратился в «Бусэн». Найто был членом преподавательского состава кендо с 1899 года, в конечном итоге заняв должность главного инструктора в 1909 году (после смерти Михаси и Окумуры).

Внимание Найто было сосредоточено на развитии духа через кендо, так как кэйко было сосредоточена на диете кихона, главным образом кирикаэси и какаригэйко. Один выпускник сказал: «Найто-сэнсэй никогда не говорил нам: "вот как вы делаете суриагэ", "вот как вы выполняете Одзи-вадза", или учил нас, когда было правильное время для атаки и т. д.» Настоящего дзигэйко тоже не было, это было в основном какаригэйко, во время которого ученики сталкивались с сильными тай-атари (прим. ред: толчок практически всем телом), у них подкашивались ноги, цуки-эд опускался на землю и т. д. Многие люди были ранены или заболевали в результате этих суровых тренировок. Именно благодаря этому многократному и интенсивному обучению основам ученики приобретали понимание принципов кендо.

Найто также говорил студентам и детям: «Из-за того что это самая трудная цель для достижения, вы должны атаковать мэн.» Он смотрел на коте и до в невыгодном свете.

Учителя в Бусене на протяжении многих лет (большинство, если не все из которых были учениками Найто) следовали этому стилю.

Бусэн также уделял особое внимание ката и практиковал его примерно два раза в неделю. Первоначально они разработали свой собственный набор ката, но в 1912 году он был заменен Тэйкоку кендо ката (и Найто, и Такано участвовали в создании). Этикет в Бусэне тоже был очень строгим, причем не только для учеников кэндо, но и для всех остальных.

После внезапной смерти Найто в 1929 году один из его бывших учеников и уже старший инструктор Бусэна — Огава Кинносукэ – взял на себя роль главного инструктора и продолжил стиль Найто.

Одним из наиболее известных студентов Найто и ранних выпускников Бусэна (Есэйдзе) был Саймура Горо. Он был первым, кто экспортировал стиль кендо Найто в Токио, где вскоре стал востребованным учителем. Позже за ним последовал Мочида Моридзи, и оба они помогли популяризировать идеологию кендо Бусэна (то есть Найто).

Поэтому одна из моделей кендо Сюге была разработана в Бусэне с помощью учения Найто.

1917-Токио Сихан Гакко
1917-Токио Сихан Гакко

Стиль кэйко в Коси имел другой акцент. Хотя Такано Сасабуро впервые начал работать там в 1908 году, только после того, как в 1915 году был создан отдел физического воспитания, обучение инструкторов кендо началось всерьез. Книга Такано под названием "Кендо“, которая рассматривалась как своего рода Библия наставлений по кендо, была опубликована в том же году.

Было несколько инструкторов, которые преподавали под руководством Такано, каждый со своим особым стилем. В отличие от Бусэна, учителя должны были способствовать развитию у учеников индивидуальных личностных стилей кендо.

Кэйко, как говорили, было довольно жестким, с учениками, позиция и поведение которых строго контролировались.

Студенты факультета физического воспитания должны были проходить практику в других видах спорта, и многие из них практиковались и соревновались не только в кендо, но и в атлетики, регби, плавании и т. д. Конечно, было много соревнований по кендо. Золотой век Коси, как говорят, пришелся на конец 30-х годов в начале военного периода.

Такано Сасабуро, удар мэн
Такано Сасабуро, удар мэн

“Кендо” Такано было собрано преподавателями кендо в Коси (хотя “кендо" было опубликовано под именем Такано, содержание на самом деле было написано несколькими людьми. Кто написал какую часть и какой точный вклад внес в текст Такано — неизвестно), и это установило модель для всех других руководств по кендо вплоть до Второй Мировой войны. В частности, в книге были представлены методы группового обучения кендо (в школах), и в конечном итоге это привело к тому, что Такано стал считаться “отцом современного кендо". Однако, если вы посмотрите на книгу с другой стороны (особенно учитывая методы группового обучения), вы увидите, что есть много такого, что удаляет “воинственный” аспект в кендо.

После войны Коси был объединен с Токийским Техническим Колледжем Физического Воспитания (открыт в 1941 году), чтобы стать новым Токийским Университетом Образования в 1949 году (затем, наконец, университетом Цукуба в 1973 году). Примерно с 1942 года Накано Ясодзи стал главным преподавателем кендо (Такано было 80 лет), а его ученики (выпускники Токийского Университета Образования) продолжили преподавать кендо во всех уголках Японии.

Начиная с Такано, влияние Коси и его инструкторов на кендо было большим.

Послевоенный период

После войны многие университеты разработали курсы кендо (Будо) и спортивных специальностей (например, Университет Кокусикан, Университет Токай, Японский Университет Спортивных Наук, Осакский Университет Здоровья и Спортивных Наук, Международный Университет Будо и т. д.), многие из которых возглавляли выпускники Токийского Университета Образования/Цукуба (обратите внимание, что первым преподавателем кэндо в Кокусикане, который все еще был техническим колледжем до войны, Саймура Горо, ученик Найто).

Кэйко, 1970-е
Кэйко, 1970-е

С другой стороны, Бусэн был распущен после войны, и его инструкторы и выпускники нашли работу в основном в школах, университетах и полицейских управлениях по всему району Кансай. Многие другие оказались на преподавательских должностях еще дальше. Однако, где бы они не останавливались, они часто считались другим статусом, чем другие инструкторы, и их манера кендо стала основным стилем на многие годы.

Несмотря на то, что в настоящее время осталось совсем немного выпускников Бусэна, они и Бусэн в целом оказали глубокое и неизгладимое влияние на кендо.

Заключение

Как уже упоминалось в введении, вышеизложенное было в основном переводом одной вступительной статьи с некоторыми дополнениями вашего покорного слуги. Оригинал — это хороший маленький кусочек, но я чувствую, что он был немного слишком “нейтральным” в некотором смысле, потому что, безусловно, существует дисбаланс во влиянии двух институтов на сегодняшнее кендо.

Сегодня в живых не осталось ни одного учителя из Бусэна,и очень мало– если вообще есть – выпускников. Даже если кто-то и остался в живых, я думаю это те, кто провел в школе всего год или два в самом конце ее жизни во время войны или сразу после нее. Другими словами, они никогда не проходили через весь Бусен. Так было с единственным выпускником Бусена, с которым мне когда-либо удавалось заниматься кендо (мне повезло, что я смог прикоснуться к этой части истории кендо, но я знаю, что это были всего лишь легкие капли). Тем не менее, есть много людей, которые обучались под руководством выпускников Бусэна в течение нескольких лет (особенно здесь, в Кансае), и они передали то, чему их учили. Также важно рассмотреть влияние учеников Найто Саймуры и Мочиды на кендо в Токио.

Коси сливался, менялся и развивался вместе со временем, а специалисты по кендо в университетах в настоящее время ничем не отличаются от других спортивных специальностей. На самом деле, хотя в какой-то момент в университетах по всей стране появилось несколько специальных курсов кендо, похоже, что большинство из них были удалены или объединены в общие спортивные курсы. В настоящее время в Японии очень мало мест для изучения кендо в университетах.

На протяжении десятилетий были написаны и опубликованы научные книги и статьи о выполнении и исполнении кендо, но в конце концов большинство додзе, которые можно было бы назвать “ортодоксальным” стилем, полагаются на одну и ту же устойчивую диету – кирикаэси, кихон и учикоми/какаригэйко. Хотя есть некоторые элементы, которые были потеряны с годами, и другие вещи, которые улучшились и/или изменились, но это в основном кендо, продвигаемое Наито Такахару почти 120 лет назад.

Всякий раз, когда «Бусэн» упоминается в дискуссиях после кэйко за пивом, его часто встречают понимающими кивками. Это отчасти романтизм, потому что, в отличие от Коси, школа полностью исчезла в 1947 году (будо был запрещено, а школа переименована в 1945 году). Подобно Джимми Хендриксу или Джиму Моррисону, с годами его положение и статус возросли.

Как я уже сказал выше, я знаю гораздо больше о работе Бусэна и людей, которые преподавали и посещали его, чем я знаю о Коси. Таким образом, эта статья является лишь частичкой. По мере того как я исследую и узнаю больше, я уверен, что в будущем напишу еще несколько статей на эту тему.В любом случае, я надеюсь, что вам понравился этот кусочек сейчас!

Спасибо за перевод Летунову Алексею!
Подписывайтесь на наш ЯндексДзен канал «Хебикан», чтобы не пропустить новые публикации!
Также, подписывайтесь на нас в ВКонтакте - новые видео с Японских турниров, интересные статьи и многое другое ждут Вас в наших соц. сетях.
Есть вопросы по кендо? Не нашел ответа в других статьях? Смело задавай!