Самое красивое в будапештских домах – дворы с узорными перилами многократно опоясывающих галерей и лестницы, на галереи ведущие. Фасад? Фасад, даже если уберёгся от бедствий 1945-го и 1956-го, обычно ни на первое, ни на второе место не претендует. И не потому, что не красив – красив, конечно! Но настоящее сердце дома – внутри.
Вот и этот дом. Фасад его невидим – просто потому, что прохожий не на него смотрит, а на кофейни и магазинчики в первом этаже, на их вывески, на людей, сидящих за столиками, на их детей, на их собак. Смотрит на другую сторону улицы – там между домами виден Дунай. И Будайские горы… Чтобы разглядеть фасад, нужно на другую сторону улицы перейти, к Дунаю спиной встать, голову задрать вверх и посмотреть, наконец-то на фасад дома… Ой, а в доме дверь открылась! Вперёд, во дворик!
Переплетения... Не сразу даже понятно, как это? А это на первом (по европейскому счету) этаже в доме имеется терраса, и двор получается в два этажа.
Лифт.
Лестница.
Окно с площадки лестницы смотрит на двор и на окна квартир по ту сторону двора.
Странным образом кроме классических балконов-галерей ("гангов") у этого дома имеются ещё и маленькие одинокие балкончики.
Сквозь ограду галереи с одной стороны дома видна его другая сторона. Можно даже сказать, что главный, обязательный вид из окна дома будапештца – это как раз двор и соседские окна. Свой маленький мир. Своя – но не маленькая, семейная, а общесоседская, коллективная – жизнь. Очень тихая жизнь.
В этом дворике на террасе две девушки беседовали. И это уже воспринималось как нарушение порядка. Ишь! вышли тут! Остальные-то обитатели дома беседуют!
И лестница.
Ограда лестницы, перила галерей и дополнительное ограждение лифта переплетаются...
...и каждый шаг по лестнице меняет картину этого переплетения.
Лестница залита светом, попадающим через окна во двор, через открытые двери на галереи; поток света разбивается ярусами самой лестницы, отражается в светлых стенах, в стекле конструкции лифта, расчерчивается чёрными линиями перил и ограждений...
И пол.
И дверь на улицу, та самая, почему-то открытая в тот день.
Balassi Bálint u 21-23
Метки: Коллекция_двориков