А действительно происходит упадок образования или мы идеализируем школу советского поколения?
Я потомственный учитель, и сколько себя помню, каждое поколение в моей семье считало, что «вот раньше была школа!», «вот раньше нас учили по-настоящему и выпускали образованными!». Но наш мир постоянно меняется, поэтому должна меняться и школа. Так ли плохи все современные новшества в ней?
Давайте сравним советскую и современную школы.
1. Объем знаний.
В современной школе он не только не уменьшился, но и стал больше, так как за 30 лет было сделано много открытий, появились новые промышленные отрасли, изменились политическая и экономическая ситуации в мире, открылись границы, а значит появилась возможность для культурного обмена и выросла мотивация для изучения нескольких языков.
2. Развитие критического мышления.
Считается, что в Советском союзе детей учили думать, а современных учеников – решать тесты. Вроде бы всё так, но почему-то среди моих ровесников - выпускников советской школы – очень мало думающих людей. Зато у тех детей, с которыми я общаюсь, хорошее критическое и аналитическое мышление.
Возможно оно связано не только со школой, но и с большим количеством поступающей из соцсетей противоречивой информации, которую необходимо научиться фильтровать и анализировать, чтобы докопаться до истины.
3. Мотивация к обучению.
Вот тут-то современная школа точно выигрывает, особенно в старших классах. С появлением ЕГЭ у детей из провинции появилась возможность поступать в топовые вузы страны. В мое время даже медалисты из маленького городка дальше областного вуза планов не строили. И то на их место часто попадали те, кто имел деньги или блат.
Я в свое время не видела, чтобы дети так старательно и мотивированно учились в 10-11-х классах.
4. Сейчас учителя показывают видео, вместо того, чтобы демонстрировать опыты перед классом.
Во-первых, опыты и сейчас показывают, если в школе есть нужное оборудование и вещества. Во-вторых, я, учась в школе, всегда мечтала, чтобы учитель вывел то, что делает, на большой экран, так как с 5 метров из всего опыта видны только пробирки и выходящий из них дымок.
Качественные видеоролики очень хорошо иллюстрируют не только опыты на уроках химии и физики, но и позволяют показать жизнь в микромире, реконструкцию исторических событий, формирование атмосферных явлений по географии. Разве это сравнится с плакатами на доске и схемами в учебнике?
5. Развитие речи.
Один большой минус у современного образования все же есть – учителям русского и литературы в старших классах приходится «натаскивать» детей на ЕГЭ вместо того, чтобы заниматься развитием речи.
Но есть и один большой плюс – сжатое изложение на ОГЭ. Ребенок должен прослушать текст и выделить основную мысль каждого абзаца! Да это одно из самых полезных качеств для современного человека – уметь выделять самую суть из всей массы информации. Вот такого в старой школе точно не было.
Я привела только 5 пунктов. Добавляйте в комментариях свои мысли. Очень интересно послушать ваше мнение.