Обрушатся ли цены на сделки со спортивными клубами? Эйфория процветания ушла с рынков акций и недвижимости, тем не менее, несмотря на слабеющую экономику, стоимость спортивных клубов растет, являя собой, возможно, последний актив, в который без страха можно вложить деньги в Северной Америке.
- Даже банк Socit Gnrale, многолетний заемщик покупателей спортивных команд, в прошлом месяце объявил о своем решении уйти с этого рынка, так как, по словам официального представителя, присутствие на нем не соответствует миссии банка. Представитель, однако, не уточнил, повлияли ли на решение о выходе недавние крупные потери банка на фьючерсном рынке европейских фондовых индексов.
- Многие годы спортивный мир был изолирован от экономической реальности , поскольку в нем обитает огромное количество воротил бизнеса, готовых бросать миллионы на ветер, а команд, напротив, совсем не много. Теперь эти воротилы затеяли войны на повышение цен, исключительно для того, чтобы почувствовать трепет от обладания единственной в своем роде собственностью. Владение спортивной командой превращается в хобби, от которого не ожидают финансовой отдачи.
- Однако инвестиционные банки и оценщики спортивных команд считают, что существуют причины, из-за которых этот рынок кардинально изменится. Даже некоторые владельцы команд в приватных беседах выражают беспокойство, сообщает Wall Street Journal.
- "Чтобы не произошло, как прежде не будет", - утверждает Стив Гринберг, банкир из Allen & Co, специализирующийся на спортивных инвестициях. "Если мы скатываемся в экономическую нестабильность, во время которой люди не уверены в своих доходах, изменится все", - добавляет он.
- Даже богачам суммы, необходимые для приобретения команд высшей лиги, уже не кажутся смешными. Стоимость лучших команд Национальной футбольной лиги достигает 1 млрд долл. Многие американские бейсбольные и баскетбольные клубы оцениваются в 400 и более млн. долларов. Даже команды Национальной хоккейной лиги, где цены скромнее, продаются за 200 млн долл.
- Доходные спортивные клубы оцениваются в 20 раз выше, чем их ежегодные поступления - минимум в два раза дороже обычной компании со схожими экономическими показателями. Более слабые команды могу нести до 10 млн долл. убытков в год, не считая процентов по кредиту и косвенных затрат, таких как износ и амортизация.
- Сэл Гэлатиото, глава Galatioti Sport Partners, говорит, что он видел многие управляющих хеджевыми фондами, которые носились с идеей покупки спортивных команд, но немедленно забывали о ней, как только приходило понимание того, насколько проблематично будет вернуть свои деньги.
- Продажи билетов могут оказаться в непосредственной зависимости от спада в экономике. Большинство поступлений от трансляций соревнований привязано к долгосрочным контрактам, и им не повредит снижение затрат на рекламу. Однако, как только речь зайдет о продлении контракта, команды могут столкнуться с неприятным сюрпризом.
- По оценкам экспертов, высокие цены на спортивные клубы продержатся не один год. Тем временем нереально завышенные цены могут сделать невозможным закрытие многих сделок. Дональд Эриксон, бывший глава подразделения компании Ernst & Young специализирующегося на оценке стоимости спортивных команд, считает что особому риску подвергаются хоккейные и бейсбольные команды второго дивизиона.
- Несмотря на эти угрозы, команды продолжают переходить из рук в руки по непредсказуемо высоким ценам. В октябре журнал Forbse оценил хоккейные команды Edmontom Oilers и Nashvill Predators в 157 и 143 млн долл. соответственно. Недавно было объявлено о сделках по продаже этих команд с ценами на 30% выше объявленных.
- Канадский оператор аптечной сети Дэрил Кац считает, что заключил хорошую сделку, купив команду Oilers за 200 млн долл. Учитывая, что его аптечная сеть уже давно является спонсором команды, эта сделка приведет к повышению эффективности работы.
- А вот Вильям Дель Бьяджи, один из со-инвесторов прикупивших Predators за 193 млн долл., настроен менее оптимистично. Команда находится лишь на 28 месте из 30 команд-участниц НХЛ и даже на домашних матчах не собирает полного стадиона.
"Надеюсь посещаемость повысится, - говорит Дель Бьяджи. - В любом случае мы будем сильно зависеть от увеличения корпоративных продаж. Любой, кто занимается этим бизнесом с целью получить высокую прибыль, ошибается".