Найти в Дзене
Григорий Крамской

А вы расисты?

Если вы отвечаете твёрдое и уверенное да, то можно пропустить эту статью. Она в целом будет лишней для людей с твёрдым и уверенным ответом на абсолютно неоднозначные вопросы. Причём как однозначное «да», так и однозначное «нет» вызывает сложное переживание у вашего непокорного автора.

Почему же неоднозначный вопрос? А ведь смысл слова «расист» может иметь очень разную трактовку.

К примеру версия Британской энциклопедии позволяет считать расизмом, если вы предполагаете, что существуют различия между группами людей, связанные с  унаследованными физическими чертами и чертами характера, интеллектом, моралью, культурой… 

И если вы считаете, что дети Африки лучше чувствуют ритм и им даровано лучшее чувство танца, то значит вы верите, что это их врождённое превосходство над людьми с другими цветами кожи. Вы расист?

Если утрировать современное понятие расизма, то ваша способность различать расы и выносить хотя бы минимальное предварительное суждение о человеке на основании его цвета кожи и/или национальности делает вас расистом.

 

И попытка подбирать любую статистику, которая может подтвердить вашу подобную оценку будет расцениваться как пропаганда расизма. Будь то статистика совершаемых правонарушений в той или иной национальной группе, статистика по размерам половых органов, способности двигаться под музыку или исполнять горловое пение… Если в современном мире вы открыто и публично заявите о такой статистике - вы пособник расистов, как минимум.

Конечно не для всех. Но ни одна транснациональная корпорация не выскажется в защиту вашей социологической, антропометрической или психологической работы, если найдутся те, кто в ней увидят элементы поддержки расизма. И вас даже могут лишить научных званий и Нобелевской премии, не вступая в спор с вашей работой.

В качестве характерных черт современного расизма исследователи называют биологическое понимание национальной или групповой принадлежности, концепцию нации, как общности «крови» и связанную с этой концепцией мифологизацию той или иной воображаемой группы в качестве особой части человеческого вида. 

Но позвольте! Своим родным детям мы с радостью даём свою фамилию и ищем в них черты своих родителей и родителей своего супруга/супруги. Мы с интересом изучаем фотографии предков для установления этой самой «кровной» идентификации! Мы что, расисты? В этом аспекте получается да. Однако хочется вспомнить анекдот знаменитой Фаины Раневской: «Позвольте, как же так: жопа есть, а слова нет?»

Так есть или нет различия между людьми вообще? Или все мы в целом более-менее одинаковы? Специалисты по реальному подбору персонала на значимые и сложные позиции настаивают, что совершенно не всё равно кого нанимать. Могут ли существовать определённые генные предрасположенности к некоторым способностям у людей. Изучение целого ряда родов и фамильных деревьев наталкивают на мысль, о том, что, пожалуй, такое возможно. Хотя тут включается, конечно, колоссальный социально-культурный фактор. Есть ли возможность проследить различный вклад людей разных рас и национальностей в историю человечества? Пока есть.

А где же та, тонкая грань между признанием реальных различий, как минимум по цвету кожи и ещё некоторым физиологическим различиям, и реальным отвратительным явлением - расизм? Отвратительном в любом его проявлении. Будь то белый расизм, будь то чёрный или жёлтый расизм, да хоть красный. Будь то сионизм или любые проявления гонений еврейского народа. Свой, родной для этой местности, расизм мы можем найти у очень разных народов мира. 

Грань в поиске врождённого превосходства одних рас над другими. Не в умении петь или заниматься единоборствами, а в уверенности в наличии тотального превосходства.  И унижении любой другой расы и/или национальности лишь по этому признаку.

Но различать оттенки труднее, чем соглашаться с хайпом и трендом.