(Van Diemen's Land, 2009, Австралия)
Маркетинговая "сопроводиловка" фильма действительно интригует. Причём нисколько не врёт. "Земля Ван-Димена" - экранизация воспоминаний реального убийцы Александра Пирса, который вскоре после того, как дал эти показания, был осужден и повешен.
Вторая заманчивая подробность: режиссёр/сценарист Джонатан Ауф Дер Хайди - сам уроженец Тасмании. И он как никто другой знал, где искать у себя на родине идеальную натуру для съёмок. Что мы и наблюдаем с первых до последних кадров.
Несмотря на бледнокрасочную палитру (см. скриншоты), подчеркивающую мрачность картины, тасманийская природа в ней - отдельная песня. Похоже на то, что Джонатан нарочно старался не допустить в фильм ни одного "проходного" ландшафта. И выполнил эту задачу так, что авторы туристических путеводителей обзавидуются.
А вот хороший ли из Ауф Дер Хайди вышел сценарист, вопрос спорный.
С одной стороны, в истории о том, как восемь беглых каторжников бредут в 1822 году по острову Тасмания (в те годы - Земля Ван-Димена) с запада на восток, нет ничего драматически сложного. Так же как в самих героях с их простыми характерами и единственной целью не дать себе издохнуть. "Выпиливай" их из сюжета по мере необходимости - и дело в шляпе. Тем более, не надо ничего выдумывать - кто и когда отчалил в мир иной, описано в показаниях Пирса.
С другой стороны именно простота делает эту историю монотонной, а затем и странной, что заставляет усомниться в правдивости её рассказчика.
Эпичнейший густой лес, по которому шагают беглецы, на поверку совершенно безжизненный, хотя, казалось бы, где-где, но в такой дикости непуганая живность должна водиться. Как и рыба в окрестных реках, коих тут полным-полно. И тем не менее наши "выживальщики" даже не пытаются смастерить примитивные силки для птиц или рыболовные снасти, словно это для них какое-то табу.
Также они не выливают из нор грызунов, при том, что несут с собой два больших котла, не ловят змей, да и поиском грибов с кореньями себя не утруждают. Благодаря чему их единственной проблемой в конце концов становится адский голод. И вот они начинают смотреть друг на друга уже не как на собратьев по несчастью, а с неподдельным гастрономическим интересом.
Факт, что герои "Земли Ван-Димена" однажды ударятся в каннибализм, не спойлер. Ауф Дер Хайди посылает много режиссёрских намеков на то, что рано или поздно всё придёт именно к этому. И когда оно приходит, сюжет разыгрывает свой последний козырь-интригу. Ясно, какой. Раз идти беглецам ещё далеко, а мяса впрок не напасешь - быстро портится, - возникает уместный вопрос: кого порубят на антрекоты следующим?
Нервозность ещё в том, что добровольно жертвовать свои филейные части голодным корешам никто не желал. Поэтому кое-кто из самых тихоходных горько приуныл, ведь если у него едва хватало сил идти к цели, то сбежать от мясницкого топора подавно не удастся.
Помнится, в "Тёмной башне" Стивен Кинг вводит в сюжет такое явление, как "ка-тет". Что являет собой группу товарищей, идеально сплоченных и с высоким КПД совместной работы.
Глядеть, как идёт вразнос и летит в тартарары "ка-тет" героев "Земли Ван-Димена" тоже довольно занятно. Жаль только, что на фоне вспыхнувшего взаимного недоверия и паранойи нам опять не покажут ярких ситуаций, так как, видимо, Ауф Дер Хайди и тут следовал букве первоисточника. А тот в свою очередь не отличался ни разнообразием, ни поэтичностью зафиксированных в нём событий.
***
В общем, если обычные ужастики вам осточертели, или вы их попросту не любите, то вот вам хоррор, слепленный из реальной жизненной прозы. Чей создатель вдобавок не стал разбавлять своё повествование художественной отсебятиной. Что, конечно, делает ему честь как историку, но явно не идёт на пользу этому монотонному фильму. Чего нельзя сказать о мрачной природе Тасмании, которой именно "пешеходный" темп картины позволяет любоваться без спешки и суеты. По крайней мере в те моменты, когда её герои не обгладывают друг другу кости без соли и кетчупа.