Найти в Дзене
Вечерний лекторий

«ЗАВЕТ КРАСОТЫ». Усадьба Каменских в Суксуне. Часть II.

(продолжение) История создания усадьбы Каменского. Господский дом. «Суксунский завод являлся центром некогда обширного горнозаводского округа и по всем канонам того времени (…) имел господский дом (…), предназначенный для квартиры – резиденции хозяина (если он проживал на заводе), или управителя заводом (…)». "К сожалению, мы не знаем, как он выглядел в XVIII и I пол. XIX века, когда округ принадлежал могущественным Демидовым. Простояв более ста лет, этот дом – квартира управляющего к середине XIX в. пришел в ветхость. В 1840 г. был построен на том же месте новый дом (…)». На плане Суксунского завода, составленном в 1887 г., дом управляющего был обозначен на том же месте, что и нынешний дом Каменского. Этот дом достаточно подробно запечатлен на акварели 1860-х г.г. (см. рис. 2) За домом, в сторону Суксунского пруда простирался нижний сад с большой клумбой посредине. 1896 г. - принятая многими и историками и исследователями архитектуры дата возникновения дома Каменского. Ни п
Оглавление

Усадьба И. Г. Каменского в пос. Суксун – памятник архитектуры к. 19 - н.20 в. в.

(продолжение)

Рис.1. Общий вид главного усадебного дома. © Фото Агранович В.А., 2000 г.
Рис.1. Общий вид главного усадебного дома. © Фото Агранович В.А., 2000 г.

Глава II.

История создания усадьбы Каменского.

Господский дом.

«Суксунский завод являлся центром некогда обширного горнозаводского округа и по всем канонам того времени (…) имел господский дом (…), предназначенный для квартиры – резиденции хозяина (если он проживал на заводе), или управителя заводом (…)».
"К сожалению, мы не знаем, как он выглядел в XVIII и I пол. XIX века, когда округ принадлежал могущественным Демидовым. Простояв более ста лет, этот дом – квартира управляющего к середине XIX в. пришел в ветхость. В 1840 г. был построен на том же месте новый дом (…)».
Рис. 2. Суксунский железоделательный завод. Акварель 1860-х г.г. (обведен старый господский дом, просуществовавший до 1896 г.; слева - церковь Во Имя Михаила Архангела Архистратига, сохранился; внизу - Суксунский железоделательный завод - не сохранился)
Рис. 2. Суксунский железоделательный завод. Акварель 1860-х г.г. (обведен старый господский дом, просуществовавший до 1896 г.; слева - церковь Во Имя Михаила Архангела Архистратига, сохранился; внизу - Суксунский железоделательный завод - не сохранился)

На плане Суксунского завода, составленном в 1887 г., дом управляющего был обозначен на том же месте, что и нынешний дом Каменского. Этот дом достаточно подробно запечатлен на акварели 1860-х г.г. (см. рис. 2)

За домом, в сторону Суксунского пруда простирался нижний сад с большой клумбой посредине.

Когда же возникло то, что называют "Усадьбой Каменских"?

1896 г. - принятая многими и историками и исследователями архитектуры дата возникновения дома Каменского. Ни проектной, ни какой-либо другой документации, которая могла бы подтвердить или опровергнуть эту датировку, не обнаружено. Основывается она, в основном, на воспоминаниях старожилов:

«Поскольку старый господский дом совершенно обветшал, то Каменский в 1896 г. построил в Суксуне около завода, на берегу пруда новую усадьбу. (…) Главное здание было закуплено в разобранном виде за границей; в нем было 63 комнаты, размещались химический кабинет, библиотека, зимний сад и т. д.».
Рис. 3.  Вид на усадьбу Каменских с противоположной стороны  Суксунского  пруда. Состояние после перестройки 1896 года. Открытка нач ХХ века.
Рис. 3. Вид на усадьбу Каменских с противоположной стороны Суксунского пруда. Состояние после перестройки 1896 года. Открытка нач ХХ века.

«Заграничное» происхождение, вероятно, всего лишь легенда. В ней отразилось впечатление местных жителей от усадьбы с новым господским домом, выстроенном в диковинном для этих мест, остро модном стиле Модерн. Особенно это впечатление усиливалось тогда, в к. XIX в. (и не ослабевает до сих пор) по контрасту с окружающей застройкой, состоящей из скромных деревянных одноэтажных домов деревенского вида. Застройка эта почти не изменилась за сто лет. На основе документальных материалов исследователи выдвинули новую версию о том, что господский дом был не построен заново, а только перестроен.

До сего дня ни подтверждения, ни опровержения эта версия не получила.

В своё время у автора данной статьи был свой вариант развития усадебного ансамбля. В.п.с. считал его даже самым ценным в своем исследовании. Но, во-первых, эта гипотеза носит узкоспециальный характер и потому вряд ли заинтересует широкого читателя. А во-вторых, по ряду причин, ни подтвердить, ни опровергнуть ее так и не удалось.

Поэтому, тем, кто заинтересовался темой беседы всерьез, рекомендую обратиться к исходной статье по ссылке https://cyberleninka.ru/article/n/usadba-i-g-kamenskogo-v-poselke-suksun-pamyatnik-arhitektury-kontsa-hix-nachala-xx-vv

А мы продолжаем.

Читателям вполне могла бы понравиться выдвинутая (устно) недавно искусствоведом Л.Г. Михайловой, автором книги «Архитектурное творчество русских художников», версия об авторстве проекта.

Эту версию поддерживают, правда без веских на то оснований, некоторые другие исследователи.

Его приписали, ни много, ни мало, Н.К. Рёриху.

Рис. 4. Н.К. Рёрих в период обучения в  Высшем Художественном Училище при ИАХ. (Фото 1890-х г.г.)
Рис. 4. Н.К. Рёрих в период обучения в Высшем Художественном Училище при ИАХ. (Фото 1890-х г.г.)

Если учесть, что И.Г. Каменский был дружен с С.И. Мамонтовым и художниками Абрамцевского кружка, к которому одно время примыкал начинающий художник Рёрих, эта гипотеза, на первый взгляд, может показаться вполне правдоподобной. Тем более, что факт знакомства и сотрудничества Каменского с Рёрихом документально засвидетельствован и неоспорим. Действительно, Н.К. Рёрих - совместно с В.М. Васнецовым – в 1906-07 годах спроектировал , в качестве усыпальницы матери И.Г. Каменского, церковь Во Имя Казанской иконы Божией Матери в Перми, на территории Успенского женского монастыря (см. рис. 5, 6).

Рис. 5. Успенский женский монастырь в Перми (разрушен). Открытка нач. ХХ в.
Рис. 5. Успенский женский монастырь в Перми (разрушен). Открытка нач. ХХ в.

Рис. 6. Церковь-усыпальница рода Каменских на территории Успенского женского монастыря в г. Перми, 1906-1907 г.г. (Проект - В.М. Васнецов ?, Н.К.Рерих ?), Северный фасад. Состояние после реставрации 2000 года.
Рис. 6. Церковь-усыпальница рода Каменских на территории Успенского женского монастыря в г. Перми, 1906-1907 г.г. (Проект - В.М. Васнецов ?, Н.К.Рерих ?), Северный фасад. Состояние после реставрации 2000 года.

Там же, в 1919 году, был похоронен и Сам Иван Григорьевич.

Церковь эта (в отличие от остального монастыря), сохранилась и к 2000-му году была отреставрирована. В ее фасадном облике явственно читаются отголоски проекта того же В. М. Васнецова для Спасской церкви в с. Абрамцево (1881 г., совместно с В.Д. Поленовым).

Рис. 7. Церковь Во Имя Спаса Нерукотворного в с. Абрамцево (проект В.Д. Поленова и В.М. Васнецова, 1881 г.) Западный фасад.
Рис. 7. Церковь Во Имя Спаса Нерукотворного в с. Абрамцево (проект В.Д. Поленова и В.М. Васнецова, 1881 г.) Западный фасад.

Эскиз майоликовых панно на северном фасаде и на алтарной абсиде церкви-усыпальницы Каменских предположительно принадлежит Рёриху.

Рис. 8. Церковь-усыпальница рода Каменских на территории Успенского женского монастыря в г. Перми, 1906-1907 г.г. (Проект - В.М. Васнецов ?, Н.К.Рерих ?), Северный фасад. Майолика "Спас Нерукотворный". Автор - Н.К. Рерих (?). Состояние после реставрации 2000 года.
Рис. 8. Церковь-усыпальница рода Каменских на территории Успенского женского монастыря в г. Перми, 1906-1907 г.г. (Проект - В.М. Васнецов ?, Н.К.Рерих ?), Северный фасад. Майолика "Спас Нерукотворный". Автор - Н.К. Рерих (?). Состояние после реставрации 2000 года.
Рис. 9. Церковь-усыпальница рода Каменских на территории Успенского женского монастыря в г. Перми, 1906-1907 г.г. (Проект - В.М. Васнецов ?, Н.К.Рерих ?), Восточный фасад (алтарная абсида). Майолика "Богоматерь Державная".  Автор - Н.К. Рерих (?) Состояние после реставрации 2000 года.
Рис. 9. Церковь-усыпальница рода Каменских на территории Успенского женского монастыря в г. Перми, 1906-1907 г.г. (Проект - В.М. Васнецов ?, Н.К.Рерих ?), Восточный фасад (алтарная абсида). Майолика "Богоматерь Державная". Автор - Н.К. Рерих (?) Состояние после реставрации 2000 года.

Безусловную, документально засвидетельствованную принадлежность этому автору имеют только иконы из иконостаса этой церкви.

Рис. 10. Иконостас церкви-усыпальницы рода Камеских в Успенском монастыре г. Перми. Автор - Н.К. Рёрих, 1906-07 г.г. (музейная реконструкция)
Рис. 10. Иконостас церкви-усыпальницы рода Камеских в Успенском монастыре г. Перми. Автор - Н.К. Рёрих, 1906-07 г.г. (музейная реконструкция)

Две из них, «Архангел Михаил» и «Архангел Гавриил» (см. рис.11) с дьяконских врат, долгое время хранились в коллекции ЕГМИИ. Теперь они переданы на хранение в Пермскую картинную галерею, где они обрели свое место среди прочих икон этого иконостаса.

Еще один образ, «Распятие», принадлежащий кисти еще одного члена «Абрамцевского кружка», М. В. Нестерову, также находится в Перми.

Рис. 11. Н.К. Рёрих, Икона Архангела Гавриила для иконостаса церкви-усыпальницы Каменских, 1906-07
Рис. 11. Н.К. Рёрих, Икона Архангела Гавриила для иконостаса церкви-усыпальницы Каменских, 1906-07

Согласитесь, недостаточные основания для обобщающих выводов об авторстве?

Увы, но версия с авторством Н.К. Рёриха – для усадьбы в Суксуне – столь же сомнительна, как и все прочие. Хоть и кажется очень соблазнительной. Эту бы идею, пусть и подложную, да в руки умелому идеологу-менеджеру; да направить ее на добычу инвестиций – на восстановление усадьбы и на ее «продвижение» на туристическом рынке. Но…

В любом случае, о том, что Рёрих принимал участие в проектировании усадьбы Каменского в 1896 году, не может быть и речи!

Ведь Николай Константинович закончил Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств только в 1897 году. При этом - по отделению живописи. Маловероятно, чтобы 20-илетний студент-живописец мог создать такой зрелый и незаурядный во всех отношениях архитектурный проект. Тем более, что в качестве "первой церковной работой" (вот, так расплывчато!) Рёриха в современных ему источниках упоминается именно иконостас для усыпальницы Каменских. А он создан на 10 (!) лет позже официальной даты постройки дома Каменских. И главное: в числе произведений художника работа над усадьбой Каменских не упоминается вовсе! Никем, нигде и никогда. Не может быть, чтобы столь выдающийся объект, пусть и находящийся вдалеке от обеих столиц, остался «белым пятном» в тысячекратно изученной биографии столь выдающегося художника.

Рис. 12. Усадьба Каменских. Состояние на 1930-50 г.г.
Рис. 12. Усадьба Каменских. Состояние на 1930-50 г.г.

А вот участие в декорировании уже построенного дома вполне вероятно. Допустим, в те же же1906-07 годы, или позже.

Действительно, почему бы столь плодотворным взаимоотношениям, тем более, подкрепленным почти дружескими отношениями, не быть многолетними?

В наибольшей степени на авторство Рёриха может претендовать один из ведущих декоративных мотивов фасадного убранства главного усадебного дома: расписной фриз с подсолнухами (рис. 13).

Рис. 13. Фриз на фасаде главного дома усадьбы Каменских (Автор - Н.К. Рёрих?, 1900-е г.г.)
Рис. 13. Фриз на фасаде главного дома усадьбы Каменских (Автор - Н.К. Рёрих?, 1900-е г.г.)

В бесконечном и стремительном, словно танцевальном, движении переплетаются на темно-бирюзовом фоне яркие золотистые подсолнечники. Как не вспомнить «подсолнух львино-золотой» Оскара Уайлда, эмблему Эстетического движения, символ всей эпохи Модерн с её культом природных стихий, света и солнца!

«Будем как солнце, оно молодое.

В этом – завет красоты!»,-

призывал Константин Бальмонт.

Таким «заветом красоты» должна была стать вся усадьба И.Г. Каменского в Суксуне…

С другой стороны, этот изобразительный мотив был чрезвычайно распространен в массовом варианте стиля модерн. К созданию подобного произведения специально привлекать художника из столицы было совсем не обязательно. Достаточно было заглянуть в один из увражей с декором в современном стиле, в изобилии издававшихся на рубеже XIX и XX веков, и найти нечто подобное.

Короче говоря, вопрос об авторстве проекта и датировке постройки усадебного комплекса в Суксуне так и остается открытым.

Возможно, еще через 20 лет нам откроется Истина.

А пока …

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

________________________________

© Агранович В.А. - текст, фото

Фото - из свободных источников.

Список литературы:

1. ГАПО, Ф. Р-463, оп. 1, д. 20, Личный фонд Трапезникова В. Н.;

2. ОЦОП, Ф-1, оп. 30, д. 2/1А

3. https://pokolenia.permkrai.ru/records/view/150889

4. https://dlib.rsl.ru/viewer/01002556983#?page=49

5. https://ru.wikipedia.org/wiki/Каменский,_Иван_Григорьевич

___________________________________

Автор статьи заранее благодарит читателей за внимание и терпение и надеется на благосклонность.