Виктор Борисов - Мусатов достаточно известный художник, не правда ли!
Его работы выставляются в крупных музеях мира как образцы жизнеутверждающего символизма. Они нам нравится, либо нет. Но все они признаны шедеврами сведущими людьми более 100 лет назад.
Многие знакомы с его известными картинами:
"Автопортрет с сестрой", просто "Автопортрет", "Изумрудное ожерелье", "Водоем", "Весна", Встреча у колонны", но как много мы знаем о том, где и как он писал большинство из их.
В деревянном доме на одной из тенистых улочек забытого Богом Саратова (Вольской, 33) жил и писал Виктор, с этим местом связана практически вся его творческая жизнь. Сегодня это дом-музей семьи Мусатовых.
Таковым его предложила сделать сестра художника - Агриппина в далеком 1922 году. Но двери для посетителей дом открыл только в 2000 г.
В одной из комнат этого дома, служившей мастерской художнику, родились "Весна" и "Майские цветы", "Гармония", "Гобелен" и "За вышиванием" , "Водоем", "Изумрудное ожерелье"
Вдохновлял художника и сад, который служил ему мастерской в теплое время года. Сад подарил нам вишни, сирень, маки, тополя, горшок с агавой. Веранда, ставни, стены, забор, наличники - все это запечатлено на картинах Б.-Мусатова.
В этом доме (сегодня это лишь небольшой деревянный флигель с крохотным приусадебным участком) хранятся никем не замеченные личные вещи художника, архивные документы, черновики.
Все самое значимое давным давно отобрали Государственный Русский музей, Третьяковская галерея, частные собрания. Все, что осталось в доме это его стены, сад с верандой запечатленный на многих картинах автора и другие "мелочи" связанные с его творчеством.
Но как не там, в колыбели художника, где он прожил большую часть своей недолгой жизни ( 35 лет), можно лучше всего понять замысел и картины художника.
Стоит побывать один раз в столь печальном месте, чтобы хотя бы на шаг стать ближе к творчеству.
Сегодня это маленькая, даже крохотная часть жилого дома, к которому ведет узкая тропинка. После войны 2-х этажная усадьба была заселена жильцами и превращена в многоквартирную коммуналку.
Рядом выросла промышленная фабрика, сад вырубили, чудом уцелел только небольшой деревянный флигель (пристройка), в котором сегодня и разместился музей.
Возрождение усадьбы началось в 80-х годах, но перестройка "заморозила" проект. Вопрос о расселении жильцов из 2-х этажного дома затянулся до настоящего времени.
На воротах незаметная надпись, приглашающего спешившего прохожего "заглянуть" в гости. Разбитый тротуар перед воротами ничем не намекает на близкое соседство с высокой духовностью и культурой, которую олицетворяет художник и его работы.
Тебя встречают вежливые и улыбающиеся тетушки, которые, мне кажется, больше удивлены твоему приходу, чем ты сам. Они радушно проведут тебя по маленьким комнатам с невысокими потолками, с тусклым освещением (стилизация под те времена).
Много ли экспонатов в музее?! Даже предостаточно для такого крохотного уголка.
Сад постарались восстановить, работы ведутся по благоустройству музея и сегодня.
Но, к сожалению, по большей части люди ограничиваются лишь знакомством с картинами художника и не стремятся постичь его внутренний мир.