Самым первым в Первой мировой войне образовался именно Балканский фронт, на котором силами мерились войска Австро-Венгрии и Болгарии со стороны Центральных держав, и Сербии, Черногории, Румынии, России, Англии и Франции со стороны Антанты.
В сравнении с практически всеми главными фронтами, рельеф Балканского фронта был крайне неудобным для ведения боевых действий — Балканы изобилуют немалыми такими горами (до 2600 метров фигли) и полноводными реками, мешающими вести активное наступление, но помогающие в обороне. Так Дунай на протяжении почти 400 км. становился неприступной преградой для Центральных держав. В то же время осложнялось снабжение войск — в горах ничего особенно не росло и никого особенно и не жило, вследствие чего подвозить продовольствие приходилось извне.
Понеслась
28 июля 1914 Дунайская флотилия и австрийская артиллерия устроили обстрел Белграда, что означало начало боевых действий. 12 августа Австрийская армия начала переправу через реку Дрина, после чего начали наступление на Шабац. Тут начались ожесточённые бои, в ходе которых австрийцы хоть и смогли немного потеснить сербов, но выдохлись сами и были выпровожены сербами обратно за Дрину, при этом потеряв более 70 тысяч солдат. Сербы захватили 150 орудий, множество боеприпасов и оружия и самое главное — показали что их так просто не сломить и для Австрии война будет тяжёлой.
Австрийцы не остановились, и уже в сентябре начали новую наступательную операцию. К концу сентября австрийцы полностью форсировали Саву и начали штурм берегов Дрины, медленно, но верно истощая сербскую армию. Тут начинает сказываться промышленное превосходство австрийцев — у сербов начинается нехватка практически всего снаряжения, начиная снарядами и кончая банальными сапогами. Из-за этого уже в начале ноября сербы вынуждены отступить от Дрины, дабы не попасть в окружение. В это же время активизируются болгарские партизаны в захваченной сербами Македонии, заставляя сербам отвлекаться на карательные операции. Что интересно, болгарские прихвостни не заходили в греческую Македонию — не хотелось вызывать гнев нейтрального соседа.
Австрийцы всё наступали и наступали, в итоге уже к середине ноября сложилась такая ситуация, что генерал Мишич предложил отступить из Белграда, дабы перегруппировать войска и подготовиться к новому удару. Делать было нечего, и 30 ноября Белград остался на растерзание австрийцам. Те, подумав, что сербы уже ни на что не годны, расслабились и подготовились к казалось бы финальному наступлению. Но его не случилось — к сербам начала прибывать помощь от Антанты — Россия и Франция подвезли обмундирование, припасы и оружие, вследствие чего посвежевшие сербские части смогли начать контрнаступление на расслабившихся австрийцев и уже 15 декабря вышвырнуть их из Белграда и, вскоре, всей Сербии. Развить успех, однако, не удалось — австрийцы при полном снабжении засели по ту сторону Дрины и Савы.
К концу 1914 какой-либо наступательный потенциал австрийской армии иссяк — как писал Людендорф «Австрийские войска перестали представлять из себя военный инструмент...». Генерала Потиорека, командующего австрийцами в этот период, отстранили, а большею часть войск отправили на фронт с Россией. Сербская армия полностью спутала планы Центральных держав, затянув значительную часть австрийских войск на Балканах, когда они нужны были против России. Это, однако, стоило сербам многого — они потеряли более 50 тыс. солдат и продолжали испытывать острую нехватку снаряжения. Началась эпидемия тифа. Но Сербия стронк да.
Гляделки из окопов
Почти весь 1915 год на Балканах стояла тишина. Австрийцы оставили немногочисленные войска для сдерживания Сербии, а сербы, кряхтя и охая, пытались восстановить боеспособность своей армии, чему активно способствовала Антанта. К концу лета 1915 сербская армия, в французских тапках, английской форме и с русскими винтовками в руках с грехом пополам восстановились и были готовы к боевым действиям.
По ту сторону Дуная, поминая опыт прошлого года, понимали, что раз на раз Сербию не сломить, поэтому прибегли к дипломатии. Летом немцы начали переговоры с Болгарией, дико обиженной на сербов за вторую Балканскую войну. Болгарам пообещали Македонию, Фракию, кусочки Румынии в случае вступления оной в войну и даже Турцию уговорили поделиться. Антанта просекла схему и так же пыталась договориться с болгарами, не предложив однако, ничего кроме невнятного мычания. Болгария, видя как немцы на Восточном фронте раскидывают Россиюшку, подумала, что почему бы и нет, и уже в сентябре 1915 подписала все соответствующие бумажки и начав подготовку к нанесению ответного удара.
6 октября, проведя предварительно широчайшую подготовку, началась термоядерная артподготовка австро-германских сил по всему фронту. В очередной раз обстреляв Белград, уже 7 октября началась переправа немцев через Дунай. Сербы дрались ожесточённо, немцы несли потери, но после захвата Цыганского острова и соседнего моста, немцы смогли прорваться к Белграду. После нескольких дней городских боёв, 9 октября Белград был взят немецкими войсками и наступление продолжало развиваться. К концу октября силы Центральных держав таки смогли окончательно форсировать Дунай и начать теснить сербов. Черногорцы активно сопротивлялись, что однако не мешало им сраться с сербами по всем возможным вопросам.
15 октября Болгария вступает в войну, заставив сербов вести войну на два фронта. За десять дней болгары отбросили сербов за Ниш и захватили ж\д путь Ниш-Салоники, прервав сообщение с войсками Антанты в Греции. Те пытались прорвать блокаду, но болгары успешно отражали приступы. В начале ноября болгарские и немецкие силы соединились и продолжили совместный натиск на сербов.
К концу ноября положение Сербии стало настолько катастрофическим, что пришлось начать эвакуацию войск в Албанию. Только благодаря мысли о том, что отступление перережет этот путь, держала натиск болгар 2-ая сербская армия, в то время как остальные терпели на севере одно поражение за другим. Выйдя к побережью Адриатики, сербские войска, потеряв по дороге около 50 тыс. солдат, всю артиллерию и обозы, начала эвакуацию на Корфу. В это время немцев героически сдерживала Черногория, 6-7 января сумев одолеть немцев у Мойковац. Вскоре и черногорцы эвакуировались — немцы окончательно взяли верх, контролируя теперь всю Сербию и Черногорию. Держа в уме 150-тысячный корпус Антанты в Салониках, болгаро-германская армия встала на стражу у границ Греции.
Центральные державы почти выполнили план-максимум на Балканах. Это почти — неудача в окружении сербов болгарами — аукнется в следующем году, когда сербов подлатают и притащат в Грецию, где они сыграют ощутимую роль.
Ченджинг-рум меняется, рестлинг продолжается
Немцы решили, что Балканы больше особой опасности не представляют, смотали удочки и укатились на Западный фронт тонуть в французской грязи. Болгарам сказали сторожить границу с Грецией и не давать корпусу Антанты что то предпринимать. Те вызов приняли и в начале декабря выпинали корпус Антанты из Македонии обратно в Салоники, где те начали рисовать новые планы. В это же время из войны выходит Черногория — Никола I подписывает капитуляцию, демобилизует армию и сматывается из страны.
Антанта собиралась оттянуть на Балканы как можно больше немецких сил, для чего нарастила численность своих войск в Салониках до 300 тыс. человек, реанимировав сербов, во главе которых встал кронпринц Александр, заменивший просравшего все полимеры Путника.
Боевые действия возобновились в августе 1916. 17-го болгары атакуют англичан и французов во Фракии, те безуспешно пытаются начать наступление из Салоников. Перейдя Варду, болгары продолжали теснить сербов, уже к концу месяца выйдя к Эгейскому морю. Люлей отхватывали и французы и англичанами, которых так же теснили к морю. Тут в войну вступает Румыния. Запретив проход русских войск в прошлом году, в этом году румыны, видя флекс Брусилова в Галиции, решили таки что нибудь отодрать у Австрии, вступив в августе в войну. Тут уже болгары начинают отступать. Уже к началу октября их отодвинули на исходные позиции, что, однако, стоило больших потерь — те же сербы потеряли более 15% личного состава.
Медленное продвижение союзников никак не поменяло ситуации на Румынском фронте, где германский генерал Макензен стремительно выметал румын с территории Румынии. В то же время Болгария никак не собиралась сдаваться, что не входило в планы Антанты. Фронт застопорился, а союзники всё думали, как бы что нибудь поменять. Постоянно пиналась Греция, которую сначала вынудили демобилизовать все военные силы, оградили морской блокадой и под конец вовсе взяли под контроль всю внутреннюю политику Греции.
К 1917 году число солдат Антанты на Салоникском фронте перевалило за полмиллиона, что, однако, никак не поменяет ситуации, так как болгары изрядно окопались и яростно огрызались огнём артиллерии и завезённых из Германии огнемётов. Проведённое весной 1917 наступление войск Антанты захлебнулось — хоть потери были и небольшими, однако было понятно, что прорвать оборону болгар не получится. И союзники, и Центральные державы были заняты рестлингом на Западном фронте, в то время как в России полностью разваливалась армия. В конце 1917 все русские части и вовсе покидали фронты, обезопасив Антанту от революционных идей, распространяемых солдатнёй.
Ендгейм
В 1918 Антанта готовила наступление на Западном фронте, о чём немцы прекрасно знали, вследствие чего тащили на Западный фронт все возможные дивизии, так что на Балканах болгары оставались раз на раз с более чем полумиллионной армией союзников, заготовивших две тысячи орудий и затащивших в войну греков. Болгары умоляли немцев чем нибудь помочь, но те отнекивались.
Ни к чем хорошему это ни привело. В сентябре 1918, дабы отвлечь переброску оставшихся немецких сил на Запад началась операция, впоследствии названная «Битвой при Добро Поле». После мощнейшей артподготовки союзные войска буквально смели оборону болгар — 18 октября, через 4 дня после начала операции, образовался прорыв в 15х25км , а уже 22 сентября он в глубину уже составляет 150км. 26 сентября занимаются Велес и Струмица, возникает угроза столице Болгарии — Софии. 29 сентября Болгария капитулировала, отказавшись от всех завоеваний.
12 октября сербы занимают Ниш, 1 ноября они во второй раз освобождают Белград. Союзные войска вступают в Румынию, и как только кусочек румынской территории освобождается, из ниоткуда вылезает румынское правительство, юридически проводит мобилизацию и вновь объявляет войну Германии. Возникает угроза Стамбулу. Наступает 11 ноября, и Германия, видя, что все её союзники загнулись, капитулирует. Первый мировой врестлинг всё.
По итогу: Сербия превратилась в Югославию, Румыния увеличилась вдвое, Греция остаток современной территории. Австро-Венгрия разуплотнилась, ровно как и Османская империя, Болгарию поставили на колени так низко, как могли. Черногорского короля выкинули с престола и включили Черногорию в Югославию, хотя сами черногорцы такого не оценили и партизанили вплоть до 1929 года. На Балканах установился мир, покой и процветание (нет).
Конец.
Читайте журнал с первого выпуска и восстановите хронологию исторических событий в своей голове!