Найти тему
Без спойлеров

Свет моей жизни (Light of My Life, 2019)

Некоторое время назад на планете случилась эпидемия какого-то вируса, который убил всех женщин (или их большую часть). Главный герой Калеб (Кейси Аффлек) путешествует пешком вместе со своей одиннадцатилетней дочерью по кличке Тряпа (Анна Пнёвски), у которой оказался иммунитет к вирусу. Учитывая, что на пути им встречаются исключительно мужчины (и почти всегда недоброжелательные), Калеб выдает дочь за мальчика, и каждый раз перед ночевкой планирует быстрый путь отхода. Пока они идут, они то ночуют в палатке в лесу, то проводят пару дней в заброшенном доме, то заходят в город, где вроде как сохранилось хоть какое-то подобие цивилизации.

Тему постапокалиптического будущего в кино не трогал разве что ленивый. Но «Свет моей жизни» больше не про апокалипсис, а про отношения отца и дочери, про мужчину, который потерял жену (Элизабет Мосс), но обещал ей позаботиться о дочке (жена здесь представлена в виде нескольких флэшбеков). У Калеба нет выбора, ему нужно уберечь дочь, вот только конкретного плана у него нет (а каким бы он мог быть?). Они держат путь в дом его бабушки, где он сам жил когда-то в детстве. Что рассчитывает найти там Калеб? И что он планирует делать, если этого дома просто не будет? Ответов на эти вопросы у него нет, ведь единственное, что он может и должен делать – это выживать. Все это, безусловно, напоминает фильм «Дорога» по роману Маккарти, вот только там зрителю было более наглядно показано, что стало с окружающим миром. Здесь же по большей части нам ничего не сообщают. Что творится в городах? Как живут оставшиеся люди (мужчины)? Все это остается за кадром. Мы видим лишь леса, унылые дороги и заброшенные дома.

-2

Помимо главной роли Кейси Аффлек выступил здесь еще и в качестве режиссера и автора сценария. И, наверное, оказался убедителен почти во всех трех ипостасях. Как актер Аффлек младший всегда был очень неплох (и, пожалуй, даже лучше старшего брата). С точки зрения сценария – здесь тоже нет вопросов. Учитывая, что по большему счету «Свет моей жизни» - это одно долгое путешествие, главное в фильме это диалоги Калеба с дочерью. И, надо сказать, диалоги удались. Они здесь совершенно разные: грустные, воспитательные и даже забавные (например, когда отец очень неуверенно и долго рассказывает дочери о половом созревании). А вот что касается режиссуры – тут все немного сложнее. Возможно, Аффлеку-режиссеру немного не хватает опыта, или это его собственный стиль – думаю, это мы узнаем после его следующих фильмов. Дело в том, что в этой ленте настолько неспешный темп повествования (первый же диалог длится больше десяти минут), что, уверен, очень многим фильм покажется слишком затянутым. Учитывая, что нам не дали насладиться постапокалиптическими пейзажами, длинные паузы в фильме, конечно, можно было бы сократить.

-3

Но, возможно, так и было задумано, и «Свет моей жизни» нужно воспринимать как метафору подобной жизненной (семейной) ситуации вообще. Вот отец с дочерью идут по лесу, вот они мерзнут, вот они укрываются от дождя, вот они ночуют в заброшенной церкви, вот идут по снегу, вот он рассказывает ей сказку, а вот она придумывает для этой же сказки другую трактовку. Жизнь идет, дочь растет, а отец смотрит на нее одним и тем же грустным взглядом. Как ни крути, выходит, жизнь – печальная штука. Так и до апокалипсиса недолго.

-4