- Даже оставаясь дома, мы можем продолжать путешествовать вместе с музыкой.
- Кругосветной экспедиции Магеллана-Элькано в 1519—1522 годах, в ходе которой европейские суда пересекли Тихий океан с востока на запад сопутствовала удача. Именно тогда эти воды получили своё название «Mar Pacífico» из-за благоприятной погоды, сопровождавшей путешественников.
- Несмотря на великое множество культур и языков, существующих в этом регионе, есть общие черты, отличающие жителей Океании от всего остального мира.
Даже оставаясь дома, мы можем продолжать путешествовать вместе с музыкой.
В серии статей «Флейты мира» мы совершим кругосветное путешествие, познакомимся с традиционными флейтами и музыкальной культурой разных стран, иногда очень узнаваемой, или напротив, совсем непривычной для европейского восприятия.
Наш необычный вояж начинается в водах самого большого по площади и самого глубокого океана с обманчивым названием «Тихий».
В эпоху Великих географических открытий в 1513 году европейцы впервые совершили плаванье по водам Тихого океана. Из Нового Света на поиск неведомых прежде земель, богатых золотом и другими несметными сокровищами, отправилась экспедиция под руководством испанца Васко Нуньес де Бальбоа. Мореплаватели не продвинулись слишком далеко, дойдя лишь до архипелага, который и теперь в память о первооткрывателях носит подаренное ему имя «Жемчужные острова».
Кругосветной экспедиции Магеллана-Элькано в 1519—1522 годах, в ходе которой европейские суда пересекли Тихий океан с востока на запад сопутствовала удача. Именно тогда эти воды получили своё название «Mar Pacífico» из-за благоприятной погоды, сопровождавшей путешественников.
Однако португальцы, как и испанцы, были лишь гостями на этом бескрайнем водном просторе. Настоящими хозяевами этих мест, умеющими сносить все тяготы островной жизни, непревзойдёнными мореплавателями-кочевниками были племена аборигенов.
Жителям Океании - папуасам, меланезийцам, микронезийцам и полинезийцам – благодаря оторванности от остального мира веками удавалось сохранять свою самобытность.
Несмотря на великое множество культур и языков, существующих в этом регионе, есть общие черты, отличающие жителей Океании от всего остального мира.
Народам, живущим здесь, свойственны глубокая религиозность, приверженность ритуалам, почитание предков, и особенный взгляд на природу человека и всего сущего. Музыкальные и танцевальные традиции также часто связанны с обрядами и сопровождают самые важные этапы жизни человека от рождения и до смерти.
Из распространённых здесь этнических музыкальных инструментов можно встретить большие морские раковины, в которые дуют на подобии охотничьего рога, сигнальные щелевые барабаны, выполненные из дерева или бамбука, музыкальные луки – древние предки всех струнных инструментов, и конечно носовые флейты.
Конструкция таких флейт, как правило, довольно примитивна. Зато их отличает нетривиальный подход к способу игры.
Nguru
это небольших размеров – от 5 до 15 сантиметров - носовая флейта типа окарины, пользующаяся популярностью у народа Маори. Инструмент, как правило, имеет загнутую форму, напоминающую зуб кита. Нередко материалом для этого инструмента действительно служат китовые зубы, хотя иногда флейта делается из дерева, частей тыквы, камня или глины. Инструмент богато украшают резным орнаментом и носят на шее.
Другая носовая флейта Маори для изготовления которой традиционно используется тыква называется Ponga Ihu и имеет гавайский аналог Ipu ho kio kio.
Филиппинская носовая флейта Kalaleng делается из бамбука.
При игре музыкант затыкает одну ноздрю кусочком хлопка, другой выдувает в инструмент воздух. Флейта популярна у мужской части населения. Играть на ней принято в процессе ухаживания.
В культуре Тайваня существует одноствольная и двуствольная носовые флейты. При эти инструменты держат вдоль тела.
Носовая флейта считается традиционным инструментом коренного народа Пайвань.
Способ игры на флейте носом позволяет добиться очень мягкого и нежного звучания инструмента. Этим «голосом» убаюкивают детей или оплакивают утрату близких. Жители Океании считают воздух, выходящий из носа особенным, священным, так что этот метод извлечения звука восходит к определённой идеологии и своеобразному мироощущению.
Печально и протяжно звучит другая флейта Маори - Koauau Toroa.
Этот инструмент может изготовляться из разных материалов. Традиционно это кости птиц или животных, реже человеческие. Чаще других использовались кости альбатросов – больших, красивых и сильных птиц, или кости моа – ныне вымершего вида нелетающих птиц.
Каждая флейта в представлении Маори настолько индивидуальна, что им принято давать личные имена. Общее название «Куоуоу» происходит от звуковой имитации собачьего лая. Парадоксально, но флейта при этом почитается одним из самых романтичных музыкальных инструментов Маори. Издревле считалось, что юноша, играющий на Куоуоу Тороа, мог зачаровать девушку.
Известна легенда о Хинемоа и Тутанекаи, где молодой человек, играя на флейте, не только покоряет красавицу из соседнего племени, но и придаёт ей смелости для совершения побега из отчего дома. Влекомая звуками флейты Хинемоа пересекает вплавь озеро Роторуа достигая дома возлюбленного Тутанекаи.
Pūtōrino
пожалуй, самая необычная флейта региона. Она представляет собой длинную – от 20 до 50 сантиметров – трубку, с заметном расширением в центре. Форма имитирует кокон бабочки «мешочницы». Маори верят, что богиня музыки Raukatauri приняла образ бабочки, а кокон, в котором она скрывается, называют флейтой Роукатоури.
Процесс изготовления путорино довольно непростой – вначале из цельного куска дерева вырезается необходимая форма. Заготовку раскалывают на две половины. Сердцевина выдалбливается, после чего части соединяют вместе, туго стягивая льняным шнуром или другим подобным ему материалом. В самой широкой части путорино вырезают отверстие, напоминающее гротескное изображения скалящегося рта. Известны модели, напоминающие строением двуствольную флейту. Многие инструменты богато украшают фигурной резьбой.
Путорино это не просто флейта, это квинтэссенция мировоззрения Маори.
Для того что бы играть на путорино нужно быть настоящим мастером. Существует три разных с технической точки зрения стиля игры, имитирующих мужской, женский и детский голос.
На флейте путорино обычно исполняют несколько типов звуков, которые, по преданию, богиня Роукатоури даровала народу Маори. Это звуки потери и освобождения – «He tangi hotuhotu», вздохи горестной разлуки – «He tangi mokemoke», и, наконец, радостная песня из самых глубин сердца – «He tangi manawa».
В представлении народов Океании музыка природа и религия сплетены в одно целое, музыкальные инструменты занимают значительное место в культуре, а дыхание священно. Мягкие и протяжные звуки флейт, словно голоса духов и богов наполняют этот мир гармонией и покоем.
В следующей статье мы продолжим наше увлекательное путешествие.
Будьте здоровы и наслаждайтесь музыкой!
Другие интересные статьи:
На чем можно научиться играть на самоизоляции? Музыка наше спасение от уныния!
Плакать или смеяться? Музыка вытащит из депрессии в самоизоляции!
Действенная и приятная профилактика коронавируса
Текст: Ольга Путкова - педагог по флейте школы музыки PIANOROOMS Hobby
_______________________________________________________________________________________
Наш сайт: www.pianoroomshobby.ru
Вопросы, замечания, пожелания и предложения присылайте, пожалуйста, на почту hobby@pianorooms.ru
Хотите спорить в комментариях? - мы только ЗА! Спорьте, пожалуйста, фактами (с указанием первоисточника и ссылки на него).