Приветствую, любезный читатель!
Часто встречаю заметки блогеров, пишущих про финансы, в которых рекомендуются определённые акции, которые, якобы, недооценены рынком, должны "выстрелить" в самое ближайшее время и всё в таком духе. К счастью, иногда они не скрывают критерии, по которым эти акции отбирают.
Надо сказать, что сам выбор параметров и их значения, в целом, достаточно разумны: если совсем ничего не знаешь об акциях, но очень хочется какие-нибудь непременно купить, то лучше уж, конечно, покупать "дешёвые" - хоть в каком, более-менее разумном, смысле этого слова.
- Во-первых, так спокойнее: вера в то, что твои акции недооценены рынком, увеличивает шансы переждать краткосрочные колебания цены и не продать их в панике в практически неизбежные моменты просадок.
- Во-вторых, сам факт, что купил акции "дёшево", вероятно, говорит о том, что они не слишком "гламурные" - не в тренде. То есть куплены не в период ажиотажа - тогда, когда обычно профессионалы "разгружают" свои позиции, фиксируя прибыль и продавая уже изрядно переоценённые бумаги жадным простакам. А значит, продержав эти акции достаточно долго, есть шанс дождаться взрывного роста и продать их на ажиотажном спросе. То есть попытаться имитировать стратегию профессионалов или даже опередить их.
Что ж, иногда такой подход может быть успешным. В конце концов, в долгосрочной перспективе акции растут - с общим ростом экономики и неминуемой инфляцией. Однако, бездумное применение части этих популярных фильтров для отбора акций и, тем более, всех одновременно, может привести к разочаровывающим результатам.
Поговорим о, на мой взгляд, наиболее популярных:
- Цена (Price)
- Отношение цена/чистая прибыль (Price-to-Earnings, P/E)
- Отношение цена/выручка (Price-to-Sales, P/S)
- Отношение цена/балансовая стоимость (Price-to-Book, P/B)
- Рентабельность собственного капитала (Return on Equity, ROE)
- Отношение P/E к росту чистой прибыли (P/E-to-Growth, PEG)
- Рыночная капитализация (Market Capitalization)
- Дивидендная доходность (Dividend Yield)
- Рекомендации аналитиков (Analyst Recommendation)
Цена (Price)
Это просто рыночная цена одной акции.
Что не так: Надо понимать, что цена акции - сама по себе - не может быть ни "дорогой", ни "дешёвой". Акция может стоить тысячи долларов и быть при этом дешёвой, либо стоить несколько копеек - и быть неоправданно дорогой. Акция - просто доля предприятия; на сколько частей решили поделить весь акционерный капитал в момент основания акционерного общества, столько, грубо говоря, эта доля и будет стоить.
Но! С акциями, торгуемыми на американской бирже и стоящими меньше 5 долларов, сопряжён ряд рисков. Это и повышение волатильности, и опасность ценовых манипуляций, и риск "обратного сплита" (reverse stock split), консолидации акций, когда несколько дешёвых заменяются одной дорогой - с возможным округлением в меньшую сторону.
Отношение цена/чистая прибыль (Price-to-Earnings, P/E)
Пожалуй, это отношение (мультипликатор) - самое популярное в инвестиционном сообществе. Неудивительно, ведь его обратное отношение - E/P - это, фактически, грубая оценка текущей доходности, которую акция предлагает инвесторам. В общем случае, чем этот мультипликатор (P/E) меньше, тем лучше: тем быстрее, теоретически, окупятся вложения.
Что не так: Проблема в том, что чистая прибыль, во-первых, является лишь неким заменителем прибыли как таковой. Во-вторых, является, пожалуй, самым манипулируемым параметром финансовой отчётности. В-третьих, определяется путём вычитания из выручки всех возможных издержек - в том числе амортизации. И вот как раз амортизация может начисляться повышенными темпами (хотя бы для сокращения налогов), что приведёт к временному снижению чистой прибыли и, следовательно, завышенному значению P/E.
Эффект: большое количество динамично развивающихся компаний, показавшись дорогими, будут неоправданно отфильтрованы.
Отношение цена/выручка (Price-to-Sales, P/S)
Этот мультипликатор похож на предыдущий, только вместо чистой прибыли - выручка. То есть вместо того, что компания заработала "в конце концов" (bottom-line), то, что заработала "в самом начале" (top-line), - когда покупатели/клиенты заплатили за товары/услуги.
В отличие от чистой прибыли, манипулировать выручкой практически невозможно, поэтому этот мультипликатор можно назвать "самым объективным". Но есть у него, разумеется, и недостаток: он не учитывает структуру расходов бизнеса и нечего не говорит об эффективности работы менеджмента компании.
Что не так: Если присмотреться, то P/S - это тот же P/E, если последний умножить на коэффициент E/S. Это отношение показывает, какую долю от выручки составляет чистая прибыль, и называется рентабельностью чистой прибыли (net profit margin, NPM).
Получается, что P/S, P/E и NPM связаны и дополняют друг друга, и если решили рассматривать мультипликатор P/S, то нужно тогда обращать внимание и на NPM. С другой стороны, вместе они "схлопываются" до банального P/E, который рассмотрели ранее.
Научные исследования стабильно подтверждают наличие жёсткой корреляции между портфелями, сформированными с помощью мультипликаторов P/E и P/S. Это значит, что дополнительное ограничение по P/S не даёт ощутимого преимущества.
Либо рассматриваем P/S в паре с NPM, либо не рассматриваем вовсе, чтобы не сузить выбор, отбросив хорошие компании!
Заканчивая первую часть обзора, подвожу итог: чем меньше параметров используем для фильтрации компаний в поисках привлекательных акций, тем шире выбор и, следовательно, больше шанс найти бумаги с действительно высоким потенциалом.
Наверное, излишне говорить, что на ИнвестОценку стоит подписаться. Скорее всего, вы не упустите такую возможность.
"Лайк" ставить хоть и необязательно, но так я быстрее узнаю,полезным ли оказался данный материал.
И не стесняйтесь писать комментарии - это хороший способ задать вопрос!
Да, советую заглянуть сюда - здесь анонс того, что будет твориться на канале.
А тут - обзор техники инвестиционной оценки, в котором рассказываю, как я быстро определяю, чего акция стоит на самом деле.