Найти тему
Блог педиатра

Общение врача и пациента. В чём ошибки? Какими качествами должен обладать врач?

,
,

Все мы хоть хоть раз в жизни были на приме у врача. Но получали ли мы тот результат, за которым приходили? Ведь главная задача компетентного врача состоит в том, чтобы "считать" особенности личного склада больного и его психологического состояния, выявить проблему в здоровье пациента и решить её.

Постановка диагноза зависит прежде всего от профессиональной подготовки врача, но не стоит забывать и об особенностях коммуникации в паре врач-пациент. При правильном расположении к себе пациента и умении выведать у него нужную для постановки диагноза информацию вероятность успешного лечения возрастает многократно.

-2

Итак, какими же качествами должен обладать врач?

Есть несколько принципов эффективного общения, которые должен соблюдать врач:

1. Эмпатия.

Это умение видеть мир глазами других людей, понимать его так же, как они. Воспринимать мир с их позиций. Это умение «влезть в шкуру» другого человека, ощутить сопереживание его проблемам, вместо давления своего видения и своего эго.

2. Доброжелательность.

Это способность не только чувствовать доброжелательность к людям, но и показывать всем своим существом это свое доброжелательное отношение к ним. Сюда входят и уважение к человеку и симпатия, и умение принять его даже тогда, когда не одобряешь его поступки. Для этого надо научиться отделять человека и его поступки. Это готовность поддерживать других людей.

3. Аутентичность.

Это умение быть естественным в отношениях. Не скрываться за масками или ролями в жизни, которые мы исполняем. Мы и роли – не одно и то же. У каждого человека их множество: мама, дочка, жена, профессионал, руководитель, ученик и т. д. Это способность быть самим собой в любых контактах с окружающими.

4. Конкретность.

Это умение отказаться во время общения от общих рассуждений и замечаний, часто многозначительных и непонятных. Это умение конкретно говорить о своих переживаниях, мнениях, чувствованиях, действиях.

5. Инициативность.

Это склонность к деятельной позиции в отношениях с людьми. Это умение идти вперед в отношениях, а не только реагировать на то, что делают другие. Это способность устанавливать здоровые контакты, не дожидаясь инициативы со стороны других. Это готовность браться за какие-то дела в ситуации, требующей активного вмешательства, а не просто ждать, когда другие начнут что-то делать.

6. Непосредственность.

Это умение говорить и действовать напрямую. Это открытая демонстрация своего отношения к проблемам и людям.

7. Открытость и искренность.

Это готовность открыть другим свой внутренний мир, то есть впустить человека внутрь себя.

8. Умение принимать чувства других людей.

Это очень важное качество, отсутствие которого часто разрушает отношения на корню. Это отсутствие страха при непосредственном соприкосновении со своими чувствами и чувствами других людей. Это умение принять любые чувства человека – боль, отчаяние, радость, возмущение и т.д.

9. Самопознание.

Это исследовательское отношение к своей жизни и поведению. Стремление воспользоваться для этого помощью окружающих и готовность принять эту помощь через общение в том числе.

10. Ответственность.

Это умение общаться с другими людьми с полной ответственностью за происходящее.

Однако, не всегда мы видим эти качества в нашем лечащем враче. Зачастую, пациент сталкивается с агрессией и непониманием или наоборот, врач сталкивается с негативом и оскорблениями в свой адрес. Соответственно, коммуникация не налаживается.

-3

Также врачу следует иметь несколько коммуникативных навыков в общении с пациентом:

1) Навык установления первого контакта: выяснение причин обращения к врачу, продолжения доверительного диалога (медицинского интервью), обсуждение плана, результатов предварительного обследования и предстоящего курса лечения, разделение с больным персональной ответственности за его здоровье.

2) Навык длительного контакта с больным: последовательное информирование пациента о результатах проведенных обследований, аргументация назначений врача, убеждение в необходимости их строгого соблюдения и умение устранять возникшие возражения со стороны пациента;

3) Навык поддержания официально-вежливых отношений с пациентом;

4) Навык сообщения «плохих новостей» (пациенту, родственникам, доверенным лицам), эмпатическая поддержка больного;

5) Навык общения с отдельными категориями пациентов (дети, подростки, пожилые люди; агрессивные, замкнутые пациенты, пациенты с когнитивными нарушениями, пациенты с прогрессирующими тяжелыми заболеваниями);

6) Навык формулирования вопросов на основе знаний клиники заболевания и особенностей личности пациента;

7) Навык использования и интерпретации невербальных знаков (жесты, поза, мимика, взгляд и т.д.);

8) Навык активного слушания пациента;

9) Навык быстрого реагирования в незапланированных и экстремальных ситуациях.

Спасибо за внимание!

Будьте здоровы!