Найти тему
Магия творчества

Жила была девушка Лиза. Случай обессмертил её имя.

Всё началось 15 июня. В этот день 1479 года во Флоренции родилась Лиза. В 16 лет она вышла замуж за торговца шелком, родила ему шестерых детей. Супруги прожили вместе 47 лет. Вы пожмете плечами. Ну и что? Обычная семья, детишек рожали много, потому как эпидемии выкашивали целые города.

Франческо дель Джокондо баловал свою любимую женушку как мог. Вот и на этот раз он решил сделать ей приятное и заказал её портрет у известного в Италии живописца Леонардо Да Винчи.

В 1503 году мастер, засучив рукава, взялся за дело. Но вы же знаете Леонардо! В силу своего темперамента и бесчисленных талантов, он не может делать что-то одно. Он начинал и откладывал, снова продолжал и снова откладывал. Несколько лет живописец проверял терпение супругов Джокондо на прочность.

Наконец картина Лизы была написана и Франческо преподнес её жене как символический жест - признание в любви. Так иногда делают мужья, даже прожив вместе множество лет, они продолжают признаваться в любви.

Картиной любовались приглашенные гости, признавая, что в ней что-то есть. Такие картины украшали стены практически каждого семейства Италии. Да и не только Италии.

Конечно, главное не в картине. Рождение детей, любовь супруга, мир над головой, хлеб на столе, отсутствие чумы, да мало ли что ещё…

Картина «Джоконда» пережила и поменяла множество владельцев, но она так и осталась бы известна только узкому кругу знатоков изобразительного искусства, как и сотни тысяч подобных картин, написанных мастерами живописи, если бы не одна история.

В августе 1911 года картина была похищена работником Лувра, итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей. Цель этого похищения так и не выяснена до конца, но эта кража стала первой по-настоящему всемирной сенсацией.

-2

Пресса завораживала публику всех сословий бесконечными вариантами детективной истории под названием: «Кто украл „Мону Лизу“?».

Иллюстрированные издания тех времен нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу.

Репортёры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника. Правда смешалась с вымыслом. Из пальца высасывались домыслы, лишь бы поддержать ажиотаж вокруг пропавшей картины.

Джоконда стала персонажем криминальной и светской хроник. Долгое время она была хитом популярности и лишь гибель Титаника в 1912 вытеснила Джоконду с первого места.

Но шоу под названием Джоконда продолжалось. Картину нашли в январе 1914 года и вернули в Париж. На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира, а также почтовых открыток, поэтому неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин.

-3

Вот так картина превратилась в шедевр мировой классики. Пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение „Моны Лизы“». Второй раз за три года картина заняла первую строку мирового внимания.

После кражи и возвращения картина окончательно превратилась в символ искусства, стала звездой, популярнее киноактрис и оперных примадонн. Кухарки и прачки наклеивали вырезки из газет с изображением Джоконды на стены своих комнат.

Именно Джоконда положила начало новой информационной эпохе. Сенсации, скандалы, события, которые надо обсуждать на каждом углу, прямо с утра за чашечкой кофе, это же признак цивилизованного общества! Теперь без этого просто невозможно представить жизнь современного общества.

Современник приключения Джоконды критик Абрам Эфрос писал: «музейный сторож, не отходящий ныне ни на шаг от картины, со времени её возвращения в Лувр после похищения 1911 г., сторожит не портрет супруги Франческо дель Джокондо, а изображение какого-то получеловеческого, полузмеиного существа, не то улыбающегося, не то хмурого, господствующего над охладевшим, голым, утёсистым пространством, раскинувшимся за спиной».

-4

Пишут и говорят, что Джоконда стала самой дорогой картиной мира и стоит не меньше миллиарда долларов. Я вот гадаю – что же входит в этот миллиард? Обрезанная, облитая кислотой картина, 5-ти вековой древности, плюс аура её славы, миллионы и миллиарды слов, эмоций, фанфар, критики. Негодование и восторг, всё в её честь.

Есть во всём этом нечто неуловимо загадочное. Какая-то изощренная , неуловимая, эфемерная магия...

Скажем же спасибо и Лизе ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини, и её супругу, Франческо дель Джокондо, и Винченцо Перуджей, который сначала украл, а потом вернул Джоконду. Они здорово нас повеселили и позабавили.

-5

В самом деле, они создали для общества новую культурную ценность необыкновенной притягательности.

Благодарю за внимание. Удачи и новых открытий! С вами, ваш автор

Путеводитель в магии творчества

Использованы материалы: Почему Мона Лиза Мона Лиза