В материале возможны фатальные спойлеры и, несовпадающее с Вашим, мнение автора обзора.
Экранизации комиксов (вообще - правильнее называть их в данном случае графическими романами) Алана Мура - это такая особая форма заброса денег в вентилятор. Ну сами посмотрите: "Из ада" собрал 31 миллион баксов при бюджете в 35, "Лига выдающихся джентльменов" - 66 с половиной, при бюджете в 78 (+30 лямов на рекламу), "Константин: повелитель тьмы" - 76 при бюджете в сотню лямов. А всё почему? А всё потому, что продюсеры с режиссёрами наперегонки рвутся улучшить и дописать то, что вроде бы и так неплохо работает, при этом беря за основу очень своеобразный материал явно не для всех. Вот и с "Хранителями" вышло что-то подобное - в прокате они собрали 107 с половиной лямов, при затраченных 130-ти. ЧСХ - в итоге киношка сгребла-таки культовый статус, но об этом чутка попозже.
Давайте, для начала, про местную обстановку поговорим. Итак, альтернативные 80-ые, у руля США всё ещё сидит Никсон, Вьетнамская война выиграна, но где-то на фоне маячит очередной ядерный конфликт. Правда, есть маленькая такая поправочка - у американцев наличествует нехилый такой козырь в рукаве: абсолютно синий радиоактивный мужик с недюжинными способностями и внушительным болтом наперевес - Доктор Манхэттен. Дядя умеет видеть будущее, менять свой размер, ну и ко всему прочему - умный как сотня Эйнштейнов разом. Вообще, кроме него было ещё немало супергероев, но их на определенном моменте решительно запретили где-то в разгаре деятельности второго поколения, так что граждане осваиваются в мирной жизни как умеют. Правда, однажды полиция натыкается на труп некоего Эдварда Блейка, ранее известного как Комедиант. Убийство списывают на ограбление, или на заказ спецслужб - но вот бывший товарищ по команде, Роршах, считает что за супергероями в отставке начали охоту.
Ой, долго же я добирался осилить этот фильм. Например по той причине, что идёт он черт-те сколько времени. Театральная версия насчитывает два часа и сорок минут, а вот расширенная и вовсе идёт больше трёх с половиной. Забавно другое - если всё-таки настроиться на просмотр - то фильм заходит буквально с первого раза и без перерывов, что для такого хронометража большая редкость. Не мешают ни флэшбеки, ни оттеняющая основной сюжет анимационная короткометражка про историю чёрной шхуны. При этом обе линии в целом говорят об одном - в желании сделать всем хорошо, есть риск наломать таких дров в процессе - а результат и вовсе окажется крайне сомнительным. А ещё у нас триумфально возвращается рубрика "я не читал" - так уж вышло, что с творчеством Мура напрямую не удалось ознакомиться.
Но, несмотря на то что автор обычно крайне негативно относится к адаптациям его комиксов - "Хранители" получились очень неплохим фильмом с деконструкцией супергеройской темы. Только она тут не как в "Пацанах", с зажравшимися обалдуями, вокруг которых носятся толпы маркетологов. Нет - тут скорее речь о людях, которые на определенном моменте доходят до осознания необходимости жертв, и бессмысленности регулярных поставок в тюрьмы всяких раздолбаев. Ну, сделка с совестью и всё такое прочее. Что характерно, в киношке (а я говорю именно о ней) тоже есть нехилые аллюзии на "Лигу справедливости" с довольно прозрачными заимствованиями типажей и образов. Не один в один конечно, но узнаваемость довольно убедительная. Не обошлось и без забавностей с переводом - вообще фильм регулярно и настойчиво намекает, что герои у нас никакие не хранители, а вовсе даже часовые, потому что watchmen и потому что тема часов тут буквально при каждом удобном моменте втыкается - но что поделать с официальной адаптацией. А ещё очень хорош тут главный твист, о котором говорить я не буду - вдруг найдутся такие же как я, кто до последнего тянул с просмотром. Тут, правда, дело такое что этот твист на раз-два угадывается, но вписан он всё равно грамотно и выглядит в показываемой истории уместно. Примерно так же уместно как и сцены потрахушек, например. К слову - "Хранители" это редкий случай, когда рейтинг "18+" используется честно и полноценно, а не как обычно "шобы было". Матюки, убийства и голые сиськи в истории явно на своем месте (с последним пунктом, правда, так себе - Малин Акерман подводит, определенно).
Кстати, ещё вот момент - актёры: тут всё тоже отлично, граждане хоть и не все на слуху (ну кроме Джеки Эрла Хейли, Джефри Дина Моргана и Карлы Гуджино) отыгрывают как боженьки, даже прикопаться не к чему. Особенно Хейли - Роршах в его исполнении выглядит натурально Бэтменом на максималках, особенно с его хриплым голосом и тотальной паранойей (к слову, небезосновательной). Ну и давайте о плюсах закончим на анимационной части - "История чёрной шхуны" действительно выглядит очень достойно, хотя и выполнена в модной нынче стилистике то ли анимированного комикса, то ли хер его разберет как это называется. Но атмосфера мрачноты определенно решает. Да и в основном фильме с накалом темнотищи всё в порядке - Снайдер умеет в подобный формат, а так любимые им библейские отсылочки даже как-то особо в глаза не бросаются, в отличие от более поздних проектов.
И вот теперь я вам скажу не самый приятный момент - графоний. Он тут весьма дубовый при каждом появлении. А каждое появление связано с уже упомянутым синим мужиком. Понятно, что это 2009-ый год, все дела, но как-то уж слишком бросается в глаза компьютерность персонажа. Да и остальные куски CGI (включая состаривание некоторых актёров в кадре) слишком уж заметны. Впрочем, когда главной проблемой фильма с довольно хорошо прописанным и интересным сюжетом, хорошей игрой актеров и в целом грамотной постановкой, является исключительно графоний - это ещё можно спустить на тормозах. Так что, пожалуй, 8 из 10 - немного снизил ещё и за хронометраж расширенной версии, так как для многих это может показаться уже чересчур затянутым фильмом, а смотреть театралку - без толку, там слишком много нужного для понимания происходящего, вырезано. К слову, возвращаясь к экранизациям Мура в целом, и к их окупаемости в прокате - было одно исключение: "V - значит вендетта" при бюджете в 54 миллиона, получила 70 с половиной в прокате США, и в общем по миру 132 ляма, что наверное уже неплохо. Хотя вся эта хреномуть с окупаемостью производства крайне непроста к подсчёту и не совсем очевидна в анализе.
Полную, неотцензуренную версию этой статьи, а также много другого интересного вы можете найти в моём паблике в социальной сети ВКонтакте.