Найти тему
Masharezha Music

Место женщины... где? Дерзкая попытка в би-боп женского квинтета Вивьен Гарри

Vivien Garry Quintet
Vivien Garry Quintet

Музыканты, художники, поэты и прочие творцы искусства, про которых ничего или почти ничего не известно, привлекают не только, как белое пятно, загадка, тайна. Неизвестность сближает их с обычными людьми. И наоборот - дает обычным людям шанс. В смысле, необязательно быть Миком Джаггером, чтобы жить полноценной жизнью.

Про джазовую контрабасистку Вивьен Гарри и ее чисто женский квинтет (Vivien Garry Quintet) тоже мало что известно. В 1946 году они записали композицию A Woman's Place is in the Groove. То есть, "Место женщины в..." где?

Как говорит Википедия, грув (дословно, "желоб", "канавка" ) - это ритмический рисунок, который придает композиции больше глубины, яркости и насыщенности, а также особое чувство, когда слышишь такую музыку. Для появления грува от музыкантов требуется хорошая сыгранность, которая, по замечанию исследователя Кена Айгена, позволит каждому из них выйти за пределы самого себя.

Ну, кажется, понятно, куда стремились Вивьен Гарри и ее товарки - в глубину и величие, а также за границы своих возможностей.

Тут вот еще что интересно. Vivien Garry Quintet исполняли не просто джаз, а би-боп - музыку сложную и по тем временам вполне себе революционную. Существует даже мнение, что би-боп придумали черные джазмены, которые хотели играть так, чтобы за ними не могли повторить белые биг-бэнды - в их глазах, коммерческий продукт, испортивший суть джаза. Так или иначе, но девчонкам из квинтета Гарри требовалось много смелости, чтобы подняться на одну сцену с такими мастерами бибопа, как Чарли Паркер, Диззи Гиллеспи и Телониус Монк. Кстати, Вивьен Гарри была единственной женщиной-контрабасистской, выступавший в клубах на 52-й улице в Нью-Йорке - культового места в истории джаза.

Из всех участниц Vivien Garry Quintet наибольшей популярности достигла Джинжер Смок Ginger Smock) - скрипачка. Она играла во многих ансамблях и создавала свои, записывалась (правда, редко) с различными маэстро джаза, и удачно выступала в других жанрах. В конечном итоге, она достигла высокого совершенства. Ее скрипка хранится в Национальном музее афро-американской истории и культуры.

Другими участницами Vivien Garry Quintet были: Эдна Уильямс (труба), Винни Битти (рояль) и Доди Джешке (ударные). Про них особенно нечего сказать - по крайней мере, не проводя большого и тщательного исследования на местности, то есть в США.

Винни Битти после участия в квинтете продолжала карьеру пианистки, а также пела, но выступала в более спокойной и классической манере, чем во времена выступлений в квинтете.

Джешке со временем исчезла из поля зрения американских музыкальных СМИ, но еще в начале 50-х играла в биг-бэнде Айны Рэй Хаттон, которая выглядела совсем как Мэрлин Монро в знаменитом "В джазе только девушки".

Эдна Уильямс была очень талантливым музыкантом. Начала выступать в The International Sweethearts of Rhythm - коллективе, сформированном из учениц школы для сирот и детей из бедных негритянских семей. Коллектив, кстати, считался одним из лучших и наиболее коммерчески успешных в начале 40-х. Композиция Operation Mop, выпущенная квинтетом Гарри в 1947 году, также известна, как Edna's Stomp, и нет сомнений - это в честь Эдны Уильямс.

Что касается самой Вивьен Гарри. Она организовала еще много джазовых коллективов. В одном из них гитаристом был Арвин Гаррисон, который затем стал ее мужем. Он добился довольно большого успеха в джазе, но в 50-х вернулся на родину - в город Толедо, штат Огайо. На то же время приходятся и последние записи Гарри. Дальше о ней не известно почти ничего - только дата смерти, да и та вызывает сомнения. На немногочисленных сайтах, где есть хоть какая-то информация о Гарри, сообщается, что она умерла 1 декабря 2008 года. Но ни ссылок на источники, ни места смерти, ни причин при этом не указывается. Зато точно известно, что в этот день, в Толедо, штат Огайо, в своем доме в возрасте 83 лет скончался пианист одного из джаз-бендов Гарри. Так что, скорее всего, здесь путаница.

Чем занималась Гарри в течение 50 с лишним (или скольких там) лет, можно строить самые разные предположения. Наиболее вероятный сценарий такой. В 50-е годы джаз уже переставал быть популярной и одновременно авангардной музыкой, уступая свое место рок-н-роллу. Многие музыканты не вписывались в новую реальность, ушли из "большого" джаза, но продолжали выступать: в маленьких барах, на частных вечеринках, свадьбах и так далее. Кто-то параллельно вел бизнес. Возможно, и Гарри последовала этому примеру. Но даже если она сделалась самой обыкновенной домохозяйкой, променяла грув на плиту и поездку в супермаркет на подержанной машине дважды в неделю, ничего зазорного в этом, конечно, нет. Ну, как бы бурная жизнь у нее уже была, можно и отдохнуть.