Сегодня труды средневекового мыслителя, политического деятеля, философа и писателя Никколо Макиавелли являются настольными книгами любого современного политика. Чем же они так привлекают, чем интересен их автор?
Макиавелли родился в 1469 году недалеко от Флоренции, и, как сам он писал, уже с юности увлекся политикой.
Насколько же сильно было его увлечение, если сегодня мыслителя считают отцом-основателем науки о власти – политологии и первым политтехнологом?!
Макиавелли жил в непростое и нелёгкое для Италии время, когда она была раздроблена на независимые города-государства, попадавшие под влияние иностранных государств. Это было время постоянных переворотов, падения власти в один день и неожиданное возникновение новой власти.
Макиавелли политик
Никколо Макиавелли, как образованный человек, занимал в те годы серьёзные государственные должности: был секретарём канцелярии в правительстве Флорентийской республики, а также послом и дипломатом.
Именно благодаря своему богатому политическому опыту, он смог во второй половине жизни, когда его сместили со всех должностей, написать столь значимые для всех последующих поколений политических деятелей труды.
Так на мировоззрение Макиавелли оказала большое влияние личность умного и удачливого правителя Чезаре Борджия, у которого Никколо был послом.
Он характеризовал Ч.Борджиа так:
«Борджиа обладает одним из самых важных атрибутов великого человека: он умелый авантюрист и знает, как использовать выпавший ему шанс с наибольшей для себя выгодой.»
Именно тогда у Макиавелли получила развитие идея об умелом управлении государством независимо от моральных устоев. Эти мысли позже легли в основу его труда «Государь».
Макиавелли - циник-реалист
Н.Макиавелли многие посчитали циником за неприкрытое противопоставление политики и морали в его произведениях.
Но сам писатель, как политик, хорошо понимал, что правители могли бы поступать морально только в идеальном мире.
А вот реальная жизнь настолько жестока, что заставляет их поступать без оглядки на мораль, иначе они окажутся в проигрыше.
Цена же в политике очень велика – это не только человеческие жизни, это и возможное крушение государства.
Поэтому Макиавелли утверждал, что политика должна опираться только на целесообразность, и совершенно не зависеть от морали.
Государь, если он хочет сохранить власть, должен приобрести умение отступать от добра и пользоваться этим умением смотря по надобности.
Расстояние между тем, как люди живут и как должны бы жить, столь велико, что тот, кто отвергает действительное ради должного, действует скорее во вред себе, нежели на благо, так как, желая исповедовать добро во всех случаях жизни, он неминуемо погибнет, сталкиваясь с множеством людей, чуждых добру.
Государь не должен иметь ни других помыслов, ни других забот, ни другого дела, кроме войны, военных установлений и военной науки, ибо война есть единственная обязанность, которую правитель не может возложить на другого.
Макиавелли даже жестокость оправдывает. При этом учит правителя способам избежать обвинения в жестокости:
Государь, если он желает удержать в повиновении подданных, не должен считаться с обвинениями в жестокости.
Если для укрепления своей власти правителю пришлось казнить много людей, то для блага государства после этого полезно казнить того из подчинённых, кто непосредственно руководил казнями: этим правитель отведёт от себя обвинение в жестокости.
Макиавелли - первый политтехнолог
Макиавелли учит правителей искусно обманывать подданных:
С тех пор, как люди поверили, что ради блаженства на небе должно терпеть всякую неправду на земле, негодяям открылось великое и безопасное поприще.
«…в наше время великие дела удавались лишь тем, кто не старался сдержать данное слово, и умел, кого нужно обвести вокруг пальца; такие государи в конечном счёте преуспели куда больше, чем те, кто ставил на честность.»
Люди так простодушны и так поглощены ближайшими нуждами, что обманывающий всегда найдет того, кто даст себя одурачить.
А это и есть первые политтехнологии - способы манипуляции общественным мнением.
Макиавелли опирался на реалии того времени, показывал без преукрашиваний двойное дно существовавшей тогда политической жизни.
Дела, неугодные подданным, государи должны возлагать на других, а угодные - исполнять сами.
Государь всегда должен советоваться с другими, но только когда он того желает, а не когда того желают другие; и он должен осаживать всякого, кто вздумает, непрошеный, подавать ему советы.
Обидно, что сегодняшние политики очень точно следуют его советам, будто бы и 500 лет не прошло с тех времён, будто бы не живут в новой реальности.
А вот Наполеон, будучи узником острова Святой Елены писал:
«Я перечитываю Макиавелли всякий раз, когда позволяют мои болезни и занятия, и все более убеждаюсь, что он — профан.»
Кстати, надпись на надгробии Никколо Макиавелли (умер в 1527) следующая:
«Никакая эпитафия не выразит величия этого имени».
Ещё некоторые цитаты из Никколо Макиавелли
Люди мстят только за малые и средние обиды, тогда как великие отнимают у них силы для мщения.
Из всех зверей пусть государь уподобится двум: льву и лисе. Лев боится капканов, а лиса - волков, следовательно, надо быть подобным лисе, чтобы уметь обойти капканы, и льву, чтобы отпугнуть волков.
Людей следует либо ласкать, либо изничтожать, ибо за малое зло человек может отомстить, а за большое - не может; из чего следует, что наносимую человеку обиду надо рассчитать так, чтобы не бояться мести.
Люди всегда дурны, пока их не принудит к добру необходимость.
Войны нельзя избежать, ее можно лишь отсрочить - к выгоде вашего противника.
Обиды нужно наносить разом: чем меньше их распробуют, тем меньше от них вреда; благодеяния же полезно оказывать мало-помалу, чтобы их распробовали как можно лучше.
А надо знать, что нет дела, коего устройство было бы труднее, ведение опаснее, а успех сомнительнее, нежели замена старых порядков новыми.
...люди скорее простят смерть отца, чем потеряют имущества.
Не золото, как провозглашает всеобщее мнение, а хорошие солдаты суть пружина войны, ибо за золото не всегда найдёшь добрых солдат, а хорошие солдаты всегда достанут золото.
Государь, чей город хорошо укреплен, а народ не озлоблен, не может подвергнуться нападению.
Может возникнуть спор, что лучше: чтобы государя любили или чтобы его боялись. Говорят что лучше всего, когда боятся и любят одновременно; однако любовь плохо уживается со страхом, поэтому если уж приходится выбирать, то надежнее выбрать страх.
...добрыми делами можно навлечь на себя ненависть точно так же, как и дурными.
Понравилось - поставьте ЛАЙК,
оставьте КОММЕНТАРИЙ,
ПОДПИШИТЕСЬ на канал!
И обязательно прочитайте мои другие интересные статьи!