Сегодня EdTech концентрируется на ROI и бизнес-планах, UX и масштабируемости. Однако по-настоящему жизнеспособным рыночным продуктам необходима основа в виде «низовых инноваций», проверенных ежедневной учебной практикой.
В 2019 году членом жюри Конкурса инноваций в образовании (КИвО) был Нил О'Тул, исполнительный директор компании EDvisor (Финляндия).
Нил отметил разнообразие проектов, представленных в финале КИвО, и подчеркнул важность «низового» подхода, когда выверенная педагогическая методика предшествует грамотному бизнес-плану. Приводим его аргументы.
Когда инвесторы в стартапы принимают решение, рисковать ли своим капиталом, они обычно оценивают 3 элемента : команду, продукт и рынок. В сфере EdTech считается, что самое важное - это команда, затем рынок, и лишь на последнем месте оценивается сам продукт. Мы же считаем, что продукт и собственно обучение должны быть во главе угла в EdTech.
Как выглядит успешный EdTech-продукт для школ?
Возьмем, например, компании Kide Science и Dragonbox.
Они в первую очередь сосредоточились на учебной программе и педагогике, то есть с самого начала определили цели обучения и педагогическую методику, которая является основой для технологии.
Их продукты очень популярны и на вид просты, но при этом в их основе лежит сильное и научно обоснованное педагогическое решение. В них "зашита" помощь учителям - планирование и инструктаж. То есть важно не только качество самого продукта, но и то, как его создатели делают его доступным для обычного учителя. Kide Science и Dragonbox завоевали авторитет на рынке, потому что педагоги в душе прагматики: их интересует только то, что действительно работает. Если продукт EdTech не помогает достигать целей обучения, то у него никогда не будет рынка. Эти компании вложили ангельский и посевной капитал в создание качественного продукта, а не MVP.
Учителя – лучшие аналитики продукта
Учителя, которые работают в классе, - лучшие эксперты по продукту в EdTech. Авторы многих инноваций утверждают, что их продукты применимы в современном классе, но только учитель может определить ее слабые стороны на глаз и просто не будет использовать ее, поскольку она не вписывается в классный процесс.
Чем сложнее методика, тем больше планирования требуется для интеграции. Например, простые викторины вроде Kahoot могут использоваться в классе в любой момент, а вот использование педагогических методик с прицелом на критическое мышление или сотрудничество должно быть тщательно спланировано заранее.
Обычно же продукты предлагаются учителям без каких-либо идей или планов о том, как использовать его в классе. Например, часто говорят о том, что AR и VR в школах - это это тренд и скоро эта технология появится повсеместно. Однако только 11% респондентов в отчете EDTRENDS для педагогов отмечают эту технологию как перспективную для своих задач. Это происходит главным образом потому, что для использования таких продуктов в классе требуется гораздо больше подготовки, а материалы для преподавателей к этим инструментам очень трудно найти.
Хотя чаще всего конечными пользователями EdTech- продуктов в классе являются ученики, учителя должны рассматриваться как «координаторы пользователей», а не просто «консультанты» при приложениях. Дело в том, именно учителя очень много знают о тех самых конечных пользователях, то есть учениках: особенности когнитивного развитие по возрастам, предпочтения в обучении, уровни концептуального понимания, технические навыки и интересы и т. д. Необходимо прислушиваться к ним при разработке продуктов EdTech и обеспечивать профессиональную поддержку использования ими ваших решений. Именно фокусируясь на повседневных проблемах, которые должны решаться учителями на низовом уровне, мы и определяем рынок для нашего продукта.
Вместо того, чтобы предполагать, что определенная технология может быть масштабирована в учебных заведениях, выясните, какие образовательные решения можно масштабировать с помощью технологии. Образование - это интерактивная среда, поэтому инженерия человеческого фактора должна стимулировать дизайн продукта. Маркетологам не придется рекламой или иным способом убеждать школы использовать продукт, если его дизайн будет основан на «хождении по коридорам школы».
Встраиваться, а не подрывать
Слишком много людей, не являющихся учителями, безапелляционно заявляют на питчах и конференциях по Ed Tech, что «решение А решает проблему В». Однако учителя понимают, что это не так. Один инструмент не решит проблему, точно так же, как учебник по математике не поможет всем учащимся преуспеть в математике. Кроме того, слишком много решений, созданных не учителями, оказываются пассивными инструментами обучения.
Это происходи потому, что создатели обычно не учителя: они могут ссылаться на преподавателей, но преподаватели не участвуют в создании инструмента.
Поэтому многие инструменты EdTech не в состоянии побудить учащихся сотрудничать, обсуждать или критически мыслить. То есть, например, учащиеся просто отвечают на вопросы, при этом не взаимодействуют с одноклассниками, остаются немотивированными и отстраненными.
Если вернуть к примерам Dragonbox и Kide Science,то эти решения удачно способствуют активному обучению, что более соответствует стилю работы в сегодняшнем классе.
Таким образом, при создании решения EdTech нашим главным союзником является системное мышление.
У большинства учителей слова «подрывная инновация» вызывают в воображении образ гаечного ключа, брошенного в работающий станок. EdTech не похож на FinTech, AgriTech или любую другую область технологий: образование основано на многовековом опыте наблюдения взаимодействий между людьми.
Итак, при разработке продукта подумайте о том, как продукт EdTech интегрируется с уже существующими практиками и инструментами, такими как школьное планирование, обучение, оценка, учебники, практикумы, оборудование. Как EdTech становится частью того, что крутилось и работало до него ежедневно уже много десятилетий?
Интеграция гарантирует долголетие на рынке
Интеграция - самая сильная карта при выходе на рынок, потому что она обеспечивает долговечность рынка, его саморазвитие. Чтобы обеспечить долговечность любого продукта, сфокусируйтесь на том, что его окружает : многочисленные методы использования продукта, планы уроков, единицы работы и различные способы его интеграции в другие школьные предметы.
Мы в EDvisor определили баланс из 12 факторов, которые определяют долговечность EdTech, а именно: персонализация, ориентация на студента, активное обучение, более глубокое обучение, педагогическая доступность, вовлечение учителей, интеграция с современной учебной средой, сотрудничество, контент, включенность, креативность и критическое мышление. Мы создали Capability HEATMAP, чтобы помочь EdTech- стартапам инкубировать свой продукт с учетом этих факторов. С его помощью стартапы EdTech более детально изучают потребности рынка, на которые ориентируется их продукт, и то, что больше всего ценит этот рынок.
Большинство стартапов EdTech созданы не учителями. Фактически, их жизненный цикл часто выглядит как Capital-Tech-Ed: деньги вкладываются в разработку технологии, которая может быть масштабирована на рынке образования.
Мы рекомендуем полностью изменить этот слишком общий бизнес-план: сделать отправной точкой развитие образования, основанное на качественной педагогике и содержании для достижения целей обучения, а затем интегрировать совместимые технологии, которые будут служить платформой для этой педагогики и контента. Серьезные инвестиции нужны после того, как прототип был опробован в учебной среде для получения обратной связи с рынком.
За последнее десятилетие EdTech продемонстрировал экспоненциальный рост, но если он намерен выдержать следующий экономический цикл, ему следует уделить первоочередное внимание своей главной цели: обучению и его целям прежде всего .
Использован материал
https://www.reimagine-education.com/edvisor/
Авторы: Маркус Шихан, соучредитель, консультант по педагогике
Нил О'Тул, исполнительный директор
EDvisor, Финляндия