Добрый день! Мое исследование культурных параллелей и мировоззренческих противоположностей, которые нашли свое отражение в мифах и легендах подходит к завершению. Начало здесь. Но под занавес хочу предложить Вам сравнить такие далекие территориально друг от друга культуры, как древнеегипетская и славянская с карело-финской. Речь пойдет о смерти и воскрешении, сюжете который больше ассоциируется с христианством, чем с русской сказкой.
Начнем со славян. Иван-царевич отправляется на бой со Змеем Горынычем и погибает, разрубленный на части. Героиня, в более древних версиях - Василиса, а под влиянием христианства - Марья, узнает о его смерти по оставленному царевичем гребню, на котором выступает кровь. Этот сюжет корнями уходит в первобытные магические обряды, но сейчас это не столь важно. Девушка добывает мертвую и живую воду. Собирает части царевича вместе, поливает мертвой водой, все срастается, а от живой - Иван оживает.
Древнеегипетский бог Озирис был брошен братом и конкурентом Сетом в воды Нила, а потом еще и разрублен на куски. Сейчас нас не очень интересует, что он брату “рога” наставил. Важнее, что жена Озириса - Исида собирает вместе все части мужа вместе и, вроде как, даже, сращивает их. Ей как богине, мертвая вода не понадобилась. А живой, видимо, не было или было мало, поскольку она его не оживляла или оживляла ненадолго, по разным версиям. Но забеременела и родила сына - Гора. Он, когда вырос, сразился с дядей за трон, победил, но потерял глаз - священное око Гора. Этот глаз дают съесть умершему Осирису и он воскресает. И не удивляйтесь, что тело хранилось так долго - его бальзамировали. Это, кстати, была первая египетская мумия с которой началась эта традиция.
Герой карело-финского эпоса "Калевалы" - Лемминкяйнен был убит, разрублен на части и брошен в воду реки Туони, когда покидал Похьелу - загробное царство старухи Лоухи. Его мать, по оставленной дома щетке, узнает о смерти и отправляется на поиски. Огромными граблями достает из реки все части тела, собирает вместе, связывая жилы. При помощи птички-пчелки добывает небесную мазь, сваренную из меда, и оживляет сына.
Как Вы видите, во всех трех случаях герой разрублен на части. Его собирает женщина: возлюбленная, жена и мать, соответственно. В первой и последней истории фигурирует гребень-щетка на которой выступает кровь, когда герой умирает. Части мертвого тела собираются и сращиваются мертвой водой в славянской сказке, сращиваются, вероятно, божественной силой в египетском мифе и связываются жилы в “Калевале”. Затем герой воскрешается: Иван - живой водой, Осирис - глазом Гора, Лемминкяйнен - небесным медом.
Общность сюжетов налицо. Мы можем предполагать единый источник - некую протокультуру или общие черты развития разных культур по всему миру. Обе версии имеют право на существование. Важно другое: не такие уж мы и разные! И может быть не стоит "назначать" соседа врагом и идти на него войной? А лучше обогащать друг друга используя свои уникальные культурные особенности. Об этом попробую поразмышлять в следующей публикации.
Ставьте лайк, если Вам было интересно, подписывайтесь на канал, делитесь в соц. сетях.