Первое, что пришло мне в голову, когда я начала читать новую книгу издательства «Манн, Иванов и Фербер» и Майкла Соренсена «Услышать и понять. Основа доверительных отношений», что надо бы перечитать книгу Юлии Борисовны Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?»
Гиппенрейтер я читала лет 5 назад и помнила только в общих чертах. Но уж больно некоторые советы из «Услышать и понять» показались мне знакомы. Читаются книги Юлии Борисовны легко, так что 2-ух дней хватило, чтобы прочитать и все восстановить в памяти. Действительно, есть общие моменты. Но все-таки «малышка» от МИФ стоит отдельного внимания.
«Услышать и понять. Основа доверительных отношений» Майкла Соренсена совсем небольшая книга. Карманный формат 12*16,5 см и 160 страниц. Читается быстро и легко. А для описания самой сути оказалось достаточно 52 страниц. Именно столько занимает сам метод 4-ех шагов, которому и посвящена книга. Все остальное – вступление и разбор реальных ситуаций.
Книга о том как слушать, слышать и правильно реагировать на услышанное. И если Юлия Гиппенрейтер учит общаться с детьми, то Майкл Соренсен предлагает использовать технологию 4-ех шагов значительно шире. Так можно общаться со всеми. Тут и друзья, и коллеги, и родственники, и малознакомые люди, и, конечно, наши дети.
Автор называет предложенный способ общения – валидацией. Он состоит из 4-ех шагов:
1. Слушать с эмпатией.
2. Признать эмоцию человека.
3. Поддержать человека или дать совет при необходимости и разрешении.
4. Снова признать эмоцию.
Внимательно слушать собеседника – основа всех коммуникаций. И не важно, общаетесь вы с руководителем, подчиненным, мужем или ребенком. Не перебивать, не смотреть в телефон или компьютер, не стоять спиной, продолжая заниматься своим делом. А просто уделить внимание и не пытаться ничего исправить. Тоже самое вы найдете у Гиппенрейтер.
Понять эмоцию и признать ее - второй шаг. Разделять мнение человека для этого необязательно! И по-прежнему не пытаться что-либо исправить. Если не знаете, что чувствует собеседник – просто спросите. Гиппенрейтер на этом этапе рекомендует повторять слова, сказанные ребенком. Мне иногда такое повторение кажется неестественным. При валидации делать этого не обязательно. И важное условие – не надо врать. Не знаете что сказать, так и скажите.
Очень важный этап, который все поголовно нарушают: давать советы можно только если человек об этом просит или не отказывается, когда вы об этом его спросите. И самый простой вариант спросить: «как я могу помочь?» или «я могу для тебя что-то сделать?». Конечно, бывают ситуации – исключения, но их не много.
Обязательно обращайте внимание на фразы, где 2-ая часть высказывания начинается с «но». Лучше этого избегать. Это обесценивает первую часть послания и все портит. Меняйте «но» на «и». Маленький предлог сильно изменит ваше сообщение. Еще следует избегать слов-абсолютов «всегда», «никогда», «постоянно» и т.д. И, главное послание, которое есть и в этой книге, и в книгах Гиппенрейтер – я-сообщение. Говорите о себе и о своих чувствах.
И в финале еще раз признайте эмоции человека и его уязвимость, если это уместно. Делиться чем-то важным и личным всегда очень сложно. Говорить о таких вещах непросто, спасибо, что рассказал, я благодарна тебе за открытость…
Автор предлагает использовать эти шаги и оказывать поддержку не только в разговорах о каких-то грустных и трудных событиях, но и в радостных и приятных. Только не забывайте, что на первом месте стоит искренность, внимание и заинтересованность в разговоре. А уж потом все приемы и правила, о которых рассказывалось выше.
Читайте полезные и важные книги!
Майкл Соренсен «Услышать и понять. Основа доверительных отношений» на сайте издательства, на Лабиринте и на Ozon. Введите код новой программы на сайте Ozon: OZONJECA7