Художник и дизайнер Александр Коротич раскрывает свои творческие секреты и погружает нас в историю отечественной рок-культуры.
Женщина-тайна, женщина-беда,
Свет звезды холодной, темная вода.
Твой возраст – вечность, твой код – Юдифь,
Ты – бесконечность, ты – древний миф.
М. Богданова "Юдифь"
С Марией Богдановой, основательницей и фронтвумен группы Amaria меня познакомила Лена Чистова, член Ассоциации музыкальных продюсеров России, которая навсегда останется в истории русского рока как первый продюсер великой группы Агата Кристи.
Мы достаточно легко обсудили условия сотрудничества по выпуску альбома "Бессонница", но взаимная настороженость оставалась: для Лены и Марии было непонятно, сумею ли я сделать то, что соответствует их желаниям. Для меня же оставался открытым вопрос: вдохновит ли меня материал альбома? Я попросил неделю, чтобы пропитаться музыкой и текстом. Для меня это очень важно - влезть в шкуру музыканта, если я оформляю альбом, или писателя, если я иллюстрирую книгу.
Мой наставник Сергей Евгеньевич Барабаш, художественный редактор издательства "Радуга", с которым я активно сотрудничал в 90-х, представляя меня очередному литературному редактору, говорил: "Это Саша Коротич. Он читает текст". Однажды я поинтересовался: что означает эта странная фраза? Оказалось, что почти никто из иллюстраторов текста книги не читает, довольствуясь общим описанием произведения, которое даёт редактор. Но, увы, это не мой случай.
Именно благодаря Барабашу я стал первым российским иллюстратором легендарного сериала "Фантомас", где символу неизменно ускользающего злодея я придал вид глазастой бабочки-маски. Бабочка - излюбленный персонаж художников потому что её смысловая ёмкость колоссальна: бабочка - символ жизни и радости, бабочка - мёртвая голова, бабочка - сон, бабочка - бессонница...
За эту неделю на десять раз я переслушал весь материал альбома, пока во мне не укрепилась уверенность в том, что всё получится. Мне понравился материал. Понравился не только своей крепкой "сделанностью", а, прежде всего, искренностью. Такие слова женщина поёт не потому, что так удачно зарифмовалось, а потому, что она всей своей душой пережила-переболела то, о чём поёт. И это дорогого стоит.
Исходный визуальный материал для альбома был, что называется, высшей пробы: фотограф Даша Ястребова постаралась на славу, и у меня в руках оказалось достаточное количество машиных портретов в разных образах. Думаю, что лишь слепой не заметит, что Маша восхитительно хороша. От души желаю всем милым дамам, чтобы на пике жизни, родив четырёх детей и сделав крутую деловую карьеру, вы выглядели так же как Маша, так же сочиняли и пели как она!
Я выбрал три портрета. Первый - фронтальный ракурс на внутренний конверт, которому было суждено стать бабочкой за счёт вырубки в лицевой части внешнего конверта. Моей задачей было создать иллюзию объёма, будто бы бабочка сидит на стене. Для этого я использовал тень, которую крылышки отбрасывают на обои с историческим орнаментом Уильяма Морриса.
Второй портрет - для внутреннего разворота - женщина-вамп, затянутая в глянцевую кожу и перья, а третий, с гитарой, на большой постер, который мог бы использоваться как афиша.
За эту неделю у меня сложился единственный вариант визуального решения. Он сложился настолько устойчиво, что я бросил попытки искать что-то иное. Один великий дизайнер сказал: множество вариантов - это лукавство. Интуиция ведёт художника к единственно верному варианту, а остальные лишь фикция для отчёта перед заказчиком. Поэтому я распечатал на принтере прктически готовую работу, и собрал конверт в масштабе 1:1.
Наша следующая встреча в одном из культовых московских кафе началась, как водится, со взаимных реверансов, а когда дело дошло до чая, я сказал: "Маша, давайте я вам про ваш альбом расскажу". - "Интересно послушать," - несколько растерялась Маша. Тут-то я и вывалил на её беззащитную голову всё, что думал. Женщина - жертва мужского эгоизма, хрупкая бабочка на жерновах судьбы, беззащитная и прекрасная в своей беззащитности. В то же время, женщина - мстительница, беспощадная и непобедимая в своём праведном гневе (кстати, Олоферн этого пережить так и не смог). Именно этот дуализм и есть тот ключ, которым должен отпираться альбом "Бессонница"...
Я говорил, и говорил, а Маша слушала меня, открыв рот, явно удивлённая тем, что я столь глубоко зарылся в хитросплетения женской психологии. В какой-то момент, я почувствовав себя Зигмундом Фрейдом и, опасаясь, что перегнул палку, замолчал.
"И как, по-вашему, это всё должно выглядеть?" - поинтересовалась она.
"Примерно так". - Я достал из портфеля макет будущего альбома.
Бабочка-бессонница, глядящая с конверта глазами Марии Богдановой, произвела как раз тот эффект, на который я и рассчитывал. Сразу закончились все обсуждения и взаимные настороженности. Расстаяли все опасения и всё встало на свои места. Концепция была принята и одобрена во всех деталях и нюансах.
Печатать релиза доверили компании Ультра Продакшн. Дарья Лисицкая, менеджер Vinyl Records, с которой я был знаком по другим проектам, пригласила меня в типографию, чтобы я взглянул на цветопробы и понаблюдал за приладкой печатного станка. Женщина технолог сказала мне что-то лестное по поводу изысканного использования лака в дизайне.
Я сперва не понял, о чём это она, а когда понял, то обмер: название альбома, которое должно было быль написано белой изящной каллиграфией по вертикали между крылышками, исчезло! Оно осталось лишь в слое лака и прочесть его можно было только поймав отражение света. Я заметался, начал просить Дарью немедленно остановить станок, с ужасом в уме пытаясь подсчитать во сколько мне обойдётся перевывод типографских форм и перепечатка конверта.
"Зря вы переживаете, - пыталась успокоить меня технолог. - Это же фишка!"
И тут мне стало стыдно. Стыдно не только за допущенную в макете ошибку, но и за то, что я не увидел в этой ошибке руку судьбы. Слава богу, в тот момент у меня хватило ума ничего не менять. Так, благодаря несчастному случаю, название альбома стало призрачным, оно волшебным образом появлялось и исчезало, в зависимости от угла, под которым слушатель рассматривал конверт.
Разумеется, я ничего этого не рассказывал ни Маше, ни Лене, и они с одобрением восприняли мою "дизайнерскую фишку".
Слушать: Amaria - "Бессонница"
Начало читайте здесь: "С роком 40 лет". Как появилась эта книга
Спасибо, что дочитали до конца. Не оставляйте без внимания: оцените пальцем, похвалите в комментариях, делитесь с друзьями в соцсетях - мне не жалко!